Диагностика остроты слуха: особенность проведения исследований

Содержание

Исследование слуха

Диагностика остроты слуха: особенность проведения исследований

При нарушениях слуховой функции для постановки диагноза и назначения адекватного и эффективного лечения пациентам показано комплексное аудиологическое обследование.

Различают субъективные и объективные методы исследования слуха. Исследования остроты слуха, основанные на ответных реакциях обследуемого, относят к субъективным. Результаты в этих случаях зависят от многих субъективных факторов – психоэмоционального состояния пациента, его образованности, возраста, настроя и др.

Как проверяют слух

Как правило, обследование начинают с исследования слуха шепотной и разговорной речью. Это исследование является наиболее адекватным для оценки слуха методом и выражается в расстоянии в метрах, с которого исследуемый слышит шепотную, разговорную речь или крик.

Человек с нормальным слухом слышит шепотную речь с расстояния не менее 6 м, а разговорную – не менее 20 м.

При патологии звукопроводящего аппарата в первую очередь нарушается разборчивость низкочастотных звуков, при нейросенсорной тугоухости страдает восприятие высокочастотного спектра, что приводит к снижению разборчивости слов, их содержащих.

Затем переходят к камертональному исследованию слуха, которое позволяет определить степень восприятия низких, средних и высоких частот каждым ухом по воздушному и костному проведению, а также установить преимущественное поражение звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов.

При помощи камертонов можно определять восприятие звуков как по воздуху, так и по кости. Количественная оценка результатов исследования сводится к определению времени, в течение которого исследуемый слышит звук по воздуху или по кости. Результаты речевого и камертонального исследований регистрируются в слуховом паспорте.

В конце слухового паспорта делается заключение, в котором отмечают, по какому типу имеется нарушение слуха у пациента.

метрия

Для определения порога слуха и оценки степени нарушения слуховой функции проводят исследование слуха с помощью аудиометра – аудиометрию. Различают тональную, речевую и шумовую аудиометрию.

Тональная аудиометрия

Тональная аудиометрия может быть пороговой и надпороговой.

При тональной пороговой аудиометрии исследование слуха каждого уха проводят отдельно для воздушной и костной проводимости посредством воздушного и костного телефонов, доставляющих звуки аудиометра через наружный слуховой проход или через кость соответственно.

Исследование по воздуху проводится на частотах от 125 до 8000 Гц, костные пороги исследуются на частотах 250-6000 Гц. В норме пороги воздушного и костного звукопроведения совпадают, костно-воздушный интервал не должен превышать 10 дБ.

Результаты исследования заносятся на специальный бланк – аудиограмму, которая является графическим изображением способности человека слышать звуки различной частоты.

Выполнение тональной пороговой аудиометрии не имеет сложностей при наличии одинакового слуха на оба уха обследуемого. При асимметричной тугоухости и при односторонней потере слуха возникает феномен переслушивания, что требует применения маскировки лучше слышащего уха.

Тональная пороговая аудиометрия позволяет определить локализацию патологии по отделам звукового анализатора лишь в самом общем виде, без более конкретной детализации. Уточнение расширенном диапазоне частот, речевой и шумовой аудиометрии и исследования слуха ультразвуком и низкочастотными тонами.

Анализ расширенного диапазона частот (до 20 000 Гц) позволяет выявить ранние изменения слуха, не регистрируемые другими методиками (поражения звуковоспринимающего отдела звукового анализатора).

Надпороговая тональная аудиометрия. При некоторых патологических изменениях в рецепторе больного уха, наряду с понижением остроты слуха развивается повышение чувствительности к громким звукам. Такое явление получило название феномена ускорения нарастания громкости (ФУНГ). Этот феномен появляется при поражении периферического отдела звуковоспринимающего аппарата.

При этом усиление подаваемого звука выше порога ощущается больным также громко, как и при нормальном слухе, т.е. происходит ускорение нарастания громкости.

При двусторонних поражениях для выявления этого феномена чаще всего используется SiSi – тест, определение порога дискомфорта и тест Люшера, (дифференциальный порог восприятия силы звука), при односторонней тугоухости используется тест выравнивания громкости по Фоулеру.

Учитывая, что надпороговая аудиометрия также является субъективной методикой, для выявления ФУНГ необходимо проводить два и более надпороговых тестов.

Речевая аудиометрия

Речевая аудиометрия является субъективным методом исследования слуха, В отличие от тональной аудиометрии, при речевой используются речевые стимулы. Речевая аудиометрия позволяет выявить социальную пригодность слуха у данного обследуемого.

При речевой аудиометрии регистрируется порог слухового ощущения, который, как правило, достигается при интенсивности 5-!0 дБ над порогом слышимости тона 1000 Гц.

Кривые разборчивости речи отличны при различных формах тугоухости, что имеет дифференциально-диагностическую ценность и помогает определить, на каком уровне идет нарушения слуха.

Шумовая аудиометрия

Шумовая аудиометрия проводится в целях определения характера и интенсивности субъективного ушного шума. Пациенту подается экспериментальный тон, который сравнивается с субъективным шумом пациента. Графическое изображение установленных порогов перекрытия субъективного шума в виде волнистых линий называется шумограммой перекрытия.

Все перечисленные выше методы исследования относятся к субъективным. Однако в ряде случаев возникает необходимость получения информации о состоянии слуховой функции человека без использования его субъективных показаний.

В таких случаях применяются объективные методы оценки слуха. Эти методы основаны на регистрации безусловных рефлексов на звук, сосудистых реакций, а также изменений биопотенциалов нервных структур при стимуляции звуковыми сигналами.

Они находят применение при обследовании больных с поражением центральных отделов слухового анализатора, при проведении трудовой и судебно-медицинской экспертизы, при исследовании слуха у детей.

К ним относятся электрокохлеография, регистрация отоакустической эмиссии, которые проводятся в специализированных медицинских учреждениях и требуют применение специального оборудования.

Источник: http://lorlen.ru/services/issledovanie-slukha

Исследование органа слуха у детей разного возраста

Диагностика остроты слуха: особенность проведения исследований

jpg» width=»500″ height=»400″ />Своевременная и правильная оценка функции слуха в раннем детском возрасте особо важна, так как  выявление проблемы позволяет как можно быстрее приступить к ее коррекции и реабилитации ребенка.

  Научные исследования доказали, что становление функций коры больших полушарий происходит после рождения ребенка, в результате его взаимоотношений с окружающей средой. И самым важным в процессе развития речи и навыков является двухлетний период жизни малыша.

Согласно статистическим данным, в 80% случаев патология слуха у детей развивается в течение именно этого периода.

И правильная диагностика состояния функции слуха для ребенка имеет особое значение, так как это позволяет своевременно выявить имеющуюся проблему и приступить к ее коррекции путем реабилитации малыша.

Закладка слухового органа происходит на 7 неделе эмбрионального развития и к концу 20-й недели уже полностью сформирован. Становление его функционирования происходит постепенно.

Только что родившийся ребенок слышит лишь очень громкие звуки, затем, начиная с возраста трех месяцев, он становится способен воспринимать более слабые звуковые раздражители, особо реагируя на голоса родителей. С возраста шести месяцев, если малыш хорошо слышит, то он поворачивает голову к источнику звука и ищет его. Также в этом возрасте ребенок начинает интересоваться музыкой.

Когда малышу исполняется девять месяцев, он становится способен различать голоса своих близких, узнавать бытовые звуки и шумы и реагировать на них, начинает прислушиваться, когда к нему обращаются.

На следующем этапе развития функции слуха формируется возможность различия языковых высказываний, ребенком приобретается способность различать их последовательность.

Одновременно происходит становление речи, малыш становится способен повторять названия вещей, выполняет данные ему поручения, понимает направленные на него просьбы, начинает отвечать на вопросы.

У ребенка появляется желание слушать сказки и понимать их суть, он приобретает способность показывать предметы в книжке с картинками, слыша их название, и начинает понимать речь, когда она направлена не на него.

На современном этапе развитие техники и аппаратуры для диагностики достигло такого уровня, что позволяет проводить исследование слуха у новорожденных. Существует достаточное количество современных методик, которые позволяют количественно и качественно оценить состояние слухового органа, выбор метода при этом зависит от возраста ребенка, его характера и развития.

Особенности обследования  функции слуха у детей связаны с трудной диагностикой нарушений, которая  объясняется разным уровнем развития малышей.

Также проблему создают  отсутствие жалоб на наличие слуховых нарушений и то, что способность детей к концентрации и вниманию гораздо ниже, чем у взрослых.

Маленький ребенок быстрее утомляется и также быстро у него пропадает интерес к проводимому исследованию.

  И зачастую, отсутствие реакции на звуки у детей не обязательно означает то, что эти звуки ребенок не слышит. Именно поэтому необходимо организовывать проводимое исследование таким образом, чтобы при любых обстоятельствах оно было успешным (например, учитывать режим сна и бодрствования).

Также тяжесть аудиометрии и диагностики проблемы со слухом у ребенка связаны с тем, что и сам процесс проведения исследования, и дальнейшая интерпретация полученных сведений требуют знаний о соответствующем возрасту ребенка развитии (как в целом, так и слухового анализатора в частности). Учитывая то, что слуховая  функция ребенка в первые годы жизни неуклонно развивается, необходимо знать особенности слуховых реакций в определенном возрастном периоде и учитывать их при обработке данных.

Классификация методов диагностики слуха

  Способы исследования функции слухового анализатора разделяют на две группы:

  1. Объективные — при проведении этих исследований не требуется активное участие ребенка. Их можно проводить под наркозом или в процессе сна.
  2. Субъективные — основаны на оценке реакции малыша (словесный, двигательный или поведенческий отклик) в ответ на звуковой раздражитель. К ним относят: пороговую и речевую аудиометрии, исследование при помощи камертона, исследование при помощи ультразвука, акустическая импедансометрия, регистрация разных видов  отоакустической эмиссии (ОАЭ) и слуховых вызванных потенциалов (СВП).

В период новорожденности, как правило, имеются две основные задачи: исследование функции органа слуха у всех детей путем скрининга и более тщательное обследование ребенка при наличии у него выявленных нарушений.

При выборе метода исследования для скрининга необходимо учитывать некоторые условия: неинвазивность методики, высокая чувствительность и специфичность, легкость и быстрота выполнения.

Существуют некоторые способы оценки слуха в периоды новорожденности и раннего грудного:

  1. Путем изучения реакции новорожденного на акустическое раздражение. При этом происходит фиксация рефлексов: Моро, дыхательного, стременной мышцы.
  2. Поведенческая аудиометрия — основана на появлении реакций ориентирования после исчезновения безусловных рефлексов в возрасте пяти месяцев. При проведении исследования изучается реакция ребенка на звуки в виде: изменения мимики, движения головы, глаз, бровей, рук и ног, изменения сосательной активности и дыхания. Для обработки полученных данных необходимо наличие достаточно опытного специалиста.
  3. Регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ) – данный метод используется в качестве скрининга. Это связано с тем, что у новорожденных детей ОАЭ имеет большую высоту амплитуд (из-за незрелости внутреннего уха и маленького наружного слухового хода), что обуславливает простоту и надежность исследования. Оно проводится в процессе  сна ребенка и  позволяет оценить состояние волосковых клеток снаружи. Недостаток метода – невозможность определения имеющейся ретрокохлеарной проблемы с органом слуха.
  4. Регистрация слуховых вызванных потенциалов (СВП)- данная методика позволяет проанализировать как состояние рецептора на периферии, так и функцию путей проведения. В основе лежит улавливание импульсов, возникающих в разных частях слухового анализатора в ответ на звуковое раздражение. Методика имеет две разновидности:
  • регистрация коротколатентных (КСВП) — более распространена в детской практике. Метод получил название акустической импедансометрии (оценивает рефлекс мышц внутри уха). Исследование проводят в состоянии сна, и оно имеет некоторые особенности: необходимо тщательно очистить наружный слуховой ход у ребенка, при выполнении процедуры возможно спадение хрящевых стенок хода из-за создания разрежения внутри. Также нужно обязательно учитывать лабильность звуковых рефлексов при их регистрации у данной возрастной категории.
  • Регистрация КСВП стандартных в случае звуковых раздражителей различной интенсивности и тест временного стимулирования по шагам. Данные вариации метода позволяют определить приблизительно процент потери слуха и зону поражения слухового органа. Оценка полученных результатов у новорожденного ребенка требует учета иной патологии, которая имеется в этот момент (заболевания нервной системы, которые могут изменить результаты исследования) и гестационного возраста малыша в случае, если он недоношен.

Все вышеописанные методы касаются и исследования функции органа слуха у детей до двухлетнего возраста.  Для данного возрастного периода характерно то, что дети старше  двух месяцев, в отличие от новорожденных, имеют более чуткий естественный сон.

При этом с увеличением возраста ребенка, актуальность проблемы увеличивается. Именно по этой причине возрастной период до двух лет считается самым трудным для исследования слуха.

Дополнительные затруднения вызывают невозможность установления психологического контакта с ребенком и необходимость медикаментозной седации для проведения исследования (ввиду отсутствия крепкого сна).

Обследование слуха у детей старше двух лет

В этом периоде диагностика и проведение аудиометрии значительно упрощаются, так как уже становится возможным установить с ребенком эмоциональный контакт, вызвать в нем интерес к исследованию при помощи различных психологических приемов (завлечь игрушками, сказками). Успех процедуры в этом возрасте будет зависеть, в основном, от фантазии врача.

При высоком уровне психомоторного развития ребенка и хорошем с ним контакте, возможно проведение речевой (ребенок ищет карточку, которая соответствует  услышанному слову) и тональной аудиометрий (в ответ на тональный посыл малыш выполняет действие).

Таким образом в этом возрасте при проведении аудиометрии ребенок вовлекается в процесс игры, в течение которой происходит фиксация внимания на звуковых составляющих.

Особенности дошкольного и школьного возраста

В периоде дошкольном вполне актуальны все перечисленные выше методы. Растет значение импедансометрии, так как она позволяет найти патологию евстахиевых труб, которая часто вызывается разрастанием аденоидов.

При работе с детьми данной возрастной категории необходимо помнить о том, что они утомляются достаточно быстро и не могут долго  сосредотачиваться на одном виде деятельности, поэтому все исследования должны носить характер игры.

Школьный возраст ребенка позволяет применять все возможные современные методы, в том числе и пробы с камертоном. Особенностью в данном периоде является необходимость максимального ограничения времени обследования, чтобы предотвратить истощение пациента и возможность недостоверного результата.

При этом в любом возрасте исследование слухового анализатора должно начинаться со сбора анамнеза ребенка (жизни и болезни), уточнения факторов риска, поиска контакта с ребенком и его родителями. В работе с детьми необходимы творческий подход, индивидуальное отношение к каждому малышу с учетом его возраста, уровня развития и контактности.

  • Полина
  • Распечатать

Источник: https://pediatriya.info/issledovanie-organa-sluha-u-detey-raznogo-vozrasta/

Методики проверки слуха – врачебная и самостоятельная

Диагностика остроты слуха: особенность проведения исследований

Ухудшение слуха — один из основных признаков, говорящих о протекании в ухе патологических процессов.

Важно вовремя отметить появление этого симптома и обратиться к отоларингологу за консультацией, ведь многие заболевания требуют квалифицированного и своевременного лечения, а промедление с терапией способно привести к тугоухости. Какие существуют методики проверки слуха? Можно ли провести диагностику самостоятельно?

Классификации патологии и ее причины

Общий термин «снижение слуха» классифицируется специалистами на несколько групп.

По прогнозу снижение слуха может быть:

  1. обратимым, то есть временным. Чаще всего такие нарушения слуха вызывают воспалительные процессы в ухе или в слуховой трубе;
  2. необратимым. Подобные нарушения слуха возникают из-за гибели рецепторов во внутреннем ухе, невосстановимого поражения слуховых нервов или патологий коры головного мозга, отвечающей за принятие звуковой информации.

Снижение слуха также можно разделить на 2 группы, исходя из причины, вызвавшей данное нарушение.

Нарушение звукопроведения

Патологии этой группы локализуются в отделах органа слуха — наружном, среднем и внутреннем ухе. Звуковые колебания из внешней среды не доходят до мозга из-за того, на одном из участков органа слуха некое заболевание или состояние не позволяет им пройти по цепочке:

  1. в наружном ухе такими заболеваниями и состояниями могут стать отит, инородное тело в слуховом проходе, серная пробка;
  2. в среднем ухе помешать прохождению звуковых колебаний могут острые, экссудативные и хронические отиты, мирингит и тубоотит;
  3. во внутреннем ухе привести к нарушению звукопроведения может лабиринтит.

При нарушениях звукопроведения снижение слуха, как правило, является обратимым, и при своевременной и квалифицированной терапии функциональность уха довольно быстро возвращается.

Нарушение звуковосприятия

Данная группа заболеваний считается довольно опасной и серьезной, чаще всего такие патологические процессы являются необратимыми. Нарушение звуковосприятия диагностируется, если в ходе исследований специалист определит, что звукопроводящая функциональность уха не нарушена, но по всем признакам ясно, что работа рецепторного аппарата не выполняется должным образом.

Привести к нарушениям звуковосприятия могут:

  1. черепно-мозговая травма;
  2. баротравма;
  3. перелом височной кости;
  4. инфекции (грипп, корь, энцефалит, краснуха);
  5. прием ототоксичных медикаментов (гентамицина, аминогликозидов);
  6. нарушения метаболизма при сахарном диабете;
  7. атеросклероз сосудов головы и шеи.

Для чего нужно контролировать остроту слуха?

Регулярные проверки слуха особенно после перенесенных воспалительных заболеваний, чрезвычайно важны для своевременной диагностики патологических нарушений.

Выявление нарушения слуха в оптимальные сроки позволяет:

  • вовремя погасить воспалительные процессы, пока они не перешли на соседние участки органа слуха или ткани;
  • остановить необратимые процессы потери слуха и принять меры по адаптации пациента к окружающему миру.

При игнорировании же такого яркого симптома, как ухудшение слуха, пациентам может грозить полная потеря функциональности уха.

Современные методики

Все методы проверки слуха, которые доступны отоларингологам, можно разделить на две крупные группы: объективные и субъективные.

Объективные методы

Такие методики считаются наиболее достоверными, поскольку их действие основано на фиксировании возникновения безусловных рефлексов во время диагностики.

Чаще всего объективные методы применяются по отношению к детям до трех лет. Один из них — аудиометрия новорожденных, которая проводится каждому появившемуся на свет малышу в стенах роддома. Исследование проходит с использованием специальной аппаратуры, которая фиксирует акустическую эмиссию каждого ушка грудничка.

метрия используется для исследования остроты слуха у инвалидов и находящихся в коме пациентов, а также для составления беспристрастной картины в спорных случаях.

Субъективные методы

Данные методы проверки слуха применяются отоларингологами при диагностике функциональности ушей у детей старше 3 лет, умеющих разговаривать, а также у взрослых на профосмотрах, комиссиях и при наличии жалоб у пациентов на снижение остроты звуковосприятия.

Субъективные методы основаны на шепотной речи и камертональных пробах, когда пациент должен либо воспроизвести тихо сказанную фразу, либо подтвердить, что слышит звук. Такие способы активно применяются отоларингологами из-за их простоты, но в то же время, они не дают такую точную картину качества звуковосприятия пациентов, как объективная аудиометрия.

Акуметрические методики

Акуметрические методики применяются отоларингологами при профосмотрах и комиссиях. Такая диагностика слуха позволяет быстро оценить, есть ли у пациента проблемы с восприятием звуков.

Проверка разговорной речью

Пациента просят отвернуться от врача, проводящего тестирование, и закрыть одно ухо. Отоларинголог вплотную подходит к нему и громко произносит словосочетания, содержащие звонкие и глухие согласные, а тестируемый повторяет услышанное. Постепенно специалист отступает назад, в идеале финальное расстояние между проверяющим и проверяемым должно составить 6 метров.

Проверка шепотной речью

Акуметрия шепотной речью проходит так же, как в случае с разговорной: пациент становится спиной к доктору и закрывает одно ухо. Специалист начинает нашептывать проверяемому словосочетания, постепенно отходя назад, пока не достигнет минимального расстояния в 6 метров.

Камертональные тесты

Подобная диагностика слуха используется, если у пациента при стандартных проверках разговорной и шепотной речью были отмечены проблемы в звуковосприятии. С помощью данного музыкального инструмента отоларинголог будет проверять, звуки какой тональности больной слышит хуже всего.

Проверка слуха в домашних условиях

К сожалению, не все мы проходим профосмотры и специальные комиссии, многие из нас не посещают кабинет отоларинголога годами. А тем временем, мы постоянно окружены шумами, которые способны негативно отразиться на состоянии органов слуха и даже вызвать прогрессирующую необратимую тугоухость.

Чтобы не лишиться навсегда возможности качественно слышать, важно регулярно посещать отоларинголога и обращаться к нему за проверкой слуха и консультацией при малейших подозрениях на ухудшение звуковосприятия.

Предварительно проверить слух можно и в домашних условиях. Специалистами разработано несколько простых методик, которые помогают определить, нарушена ли у человека функциональность его ушей.

Подобная проверка слуха проводится в просторных помещениях, максимально защищенных от посторонних шумов. В диагностике обязательно должно участвовать двое — испытуемый, которому требуется проверить остроту слуха, и проверяющий.
  1. На расстоянии 2-3 метра от испытуемого произносят шепотом несколько фраз, которые он должен повторить.
  2. На расстоянии 6 метров производится тестирование шепотной и разговорной речью.

Как проверить слух в домашних условиях одному? Если у вас нет помощника, прислушайтесь к окружающим вас звукам:

  • вы должны распознавать колебания разной частоты — от низкого гула приборов, до высокого тиканья часов и пения птиц за окном;
  • у вас не должно возникать проблем с восприятием в процессе телефонных разговоров;
  • вы не должны постоянно переспрашивать собеседников;
  • ваши близкие не должны жаловаться на то, что вы слишком громко включаете телевизор;
  • вам не кажется, что большинство ваших собеседников говорят невнятно, неразборчиво и как-то тихо.

Если какое-то из утверждений вам не подходит, — обращайтесь к отоларингологу.

Приложения для проверки слуха

Еще одна группа методик для самостоятельной проверки слуха — специальные приложения, разработанные для мобильных устройств. С их помощью диагностика слуха проходит быстро и просто.

  1. uHear и Hörtest. Данные приложения по очереди проверяют каждое ухо тестируемого на восприятие разночастотных звуков. Колебания передаются через наушники, а «больной», услышав их, должен нажимать на кнопку.
  2. Mimi Hearing Test. Разработано компанией, производящей слуховые аппараты. Тестирование идеально подходит для тех, кто ищет способы, как проверить свой слух самостоятельно. Оно проходит по стандартному сценарию — через наушники звуковые колебания подаются в ухо проверяемому, а тот должен нажимать на кнопки «Правое»/»Левое» на экране смартфона, когда слышит их. В конце диагностики программа выдает в виде результата ваш возраст, который она определила по состоянию звуковосприятия ваших ушей. Если цифры неверны — обращайтесь к отоларингологу.

Источник: https://netotita.ru/obshhaya-informatsiya/metodiki-proverki-sluha.html

Диагностика нарушений слуха

Диагностика остроты слуха: особенность проведения исследований

Под аудиометрией понимается медицинская процедура измерения уровня человеческого слуха, который характеризуется полнотой биофункциональной восприимчивости анализатора слуха у человека и возникновением нарушений в анатомическом строении. Термин «аудиометрия» был образован путем слияния двух слов – латинского audio (слышать) и греческого metreo (измерять).

Для проверки слуха и проведения аудиометрии необходимо обращаться на консультацию к врачу-отоларингологу (лор-врачу), врачу функциональной диагностики.

Принцип и особенности процедуры

Человек со здоровым слухом отлично воспринимает как разговорную речь, так и речь, которую другие произносят шепотом. Но иногда подобная чувствительность может снижаться и более тихую речь либо шепот человек слышать перестает.

Это происходит вследствие травм, врожденных дефектов, профессиональных видов деятельности, влияющих на слух, болезней. Для оценки восприимчивости различной тональности звуков в медицинских кругах и применяется аудиометрия слуха.

Методика аудиометрии слуха помогает распознать порог восприятия звуков у каждого конкретного пациента в определенный момент времени. Процедура очень проста и не требует для проведения наличия сложной аппаратуры. Вся техника, используемая в ходе аудиометрии, – это камертоны и аудиометры.

Главный критерий нормы слуха – это возможность распознавания шепота человека, который произносится на расстоянии шести метров от исследуемого уха. При использовании в ходе проверки аудиометра можно выявить как уровень чувствительности слуховосприятия, так и место поражения в организме, которое мешает нормальному функционированию слухового аппарата.

метрия проводится очень просто. В ту ушную раковину, которая в данный момент подлежит исследованию, подается звуковой сигнал необходимой доктору для определения состояния частоты и силы. Если пациент сигнал воспринимает (то есть слышит), он нажимает на кнопку, если не распознает – то не нажимает. Данный процесс отлично характеризует порог слышимости.

При проведении компьютерной аудиометрии пациент должен заснуть. Накануне на его голове фиксируются специальные датчики, которые воспринимают перемены в силе мозговых волн. Компьютер при помощи специальных электродов помогает самостоятельно проконтролировать все мозговые реакции пациента и выстроить на их основе диаграмму.

Показаниями для проведения процедуры по измерению уровня слуха являются:

  • хроническая либо острая глухота;
  • воспалительный процесс среднего уха – отит;
  • процесс подбора слухового аппарата для пациента;
  • проверка эффективности проводимой терапии.

метрия не имеет противопоказаний. Ее можно проводить в любое время, пациент при этом не испытывает никакого дискомфорта либо болезненных ощущений. По времени процесс длится около получаса.

Разновидностей современной аудиометрии очень много, она может быть:

  • тональной;
  • пороговой;
  • компьютерной;
  • речевой;
  • объективной;
  • игровой;
  • надпороговой;
  • скрининговой.

Проведение тональной аудиометрии

Чтобы точнее измерить предельный порог звукового восприятия пациента, специалист проводит тестирование слуха в диапазоне от 125 до 8000 герц. При тональной аудиометрии становится возможным определение минимального и максимального значений уровня звука, которые комфортны для исследуемого лица.

Используется в ходе данной процедуры аудиометр, где при помощи наушников, которые подключены к аппарату, в ушную раковину происходит подача сигнала определенной тональности.

Если пациент сигнал услышал, он нажимает на специальную кнопку, а если этого не происходит, то тональность сигнала повышается. Это происходит вплоть до того момента, когда сигнал становится слышимым и кнопку пациент нажимает.

Данный показатель является нижней границей уровня слуха больного. Максимальный уровень определяется точно по той же схеме.

Тональная аудиометрия может использоваться для любого возраста пациентов, однако для малышей больше подходит игровая форма. В результате исследования специалист получает точную и полную картину слуховых параметров больного.

Особенности пороговой методики

Пороговую аудиометрию производят при помощи аудиометра. Минимальная частота аппарата составляет 125 герц, а далее она будет порогово увеличиваться с разбегом в 67,5 герц до максимальной частоты, предусмотренной конкретной моделью аудиометра.

Проводится подобная процедура в звукоизолированном кабинете. Если такие условия не созданы, то специалист обязан учесть воздействие внешних шумов на результаты тестирования.

Чтобы сгладить подобное несовершенство проводимой процедуры часто применяются внутриушные телефоны, которые способны повышать точность исследований по выявлению уровня слуха.

Преимуществами внутриушных телефонов является возможность снижения стороннего шума, уменьшение потребности применения звуков маскировки из-за междоушного расслабления, исключение коллапса наружных слуховых ходов. Особую важность данные преимущества играют в работе с новорожденными.

Точность и регулярность повторения результатов говорит о том, что данная методика может считаться очень надежной. При этом, анализируя график индивидуальной воздушной проходимости, специалист имеет возможность делать выводы об уровне функционирования среднего уха и его состоянии.

При полной глухоте данная методика не позволяет сразу выявить участок поражения, для его определения нужно обязательно провести дополнительные надпороговые тесты.

Среди подобных методик особой популярностью пользуются тесты Фоулера или Лангенбека, различные шумовые методики.

Подобные виды анализов уточнят для специалистов, где именно располагается повреждение – в ушном лабиринте, в клетках преддверного либо слухового нерва.

Использование компьютерной и речевой аудиометрии

Компьютерная аудиометрия представляет собой самую точную методику определения остроты слуха.

Компьютерное оборудование предоставляет пациенту полную свободу действий и движений, он может расслабиться и не сосредотачиваться на том, чтобы своевременно услышать те или иные звуки.

Аппаратура сама способна определить все предельные значения, она воздействует абсолютно безболезненно и безопасно, поэтому подобный метод широко применяется для постановки точного диагноза даже у новорожденных.

При речевой аудиометрии, наоборот, все действия осуществляются исключительно пациентом и доктором без применения каких-либо технических средств и приспособлений. Это наиболее древний метод определения слухового порога.

Результат данной процедуры может во многом предопределяться не слухом, а интеллектом и словарным запасом больного человека. Подобная методика может давать разные результаты при произнесении аудиометристом отдельных слов либо их компоновки в предложения.

Предложения всегда лучше воспринимаются пациентами и легче различаются.

Современная медицина практически не использует подобную методику. Применяется она сегодня исключительно в тех случаях, когда специалистам необходимо тестировать пациента для выбора ему подходящего слухового аппарата.

Особенности объективной аудиометрии

Объективная методика применяется у новорожденных и в судебно-медицинской отрасли. Она основана на аналитических особенностях условных и безусловных рефлексов организма человека, которые должны реагировать на аудиораздражители разной частоты. Реакции организма могут фиксироваться при данном способе по независящим от воли исследуемого организма причинам.

Среди безусловных рефлексов, которые рассматриваются при объективной аудиометрии, можно выделить расширяющиеся глазные зрачки или улитково-зрачковую реакцию, смыкающиеся веки при внезапных звуках или ауропальпебральный рефлекс, торможение сосания у новорожденного при различных звуках, сокращательную способность круговой глазной мышцы, кожно-гальванические изменения, реакции сосудистой системы.

Современная объективная аудиометрия подразделяется на акустическую импедансометрию, включающую в себя процесс регистрации рефлекса акустики, и тимпанометрию, электрокохлеографию, электроэнцефалоаудиометрию.

При этом тимпанометрия помогает оценивать подвижность барабанных перепонок, цепочку костной части слухового аппарата пациента, а с помощью акустического рефлекса регистрируется сигнал, проходящий от внутриушных мышц, в качестве ответа на воздействие на барабанную перепонку пациента.

Электрокохлеография позволяет электрически стимулировать слуховой нерв, а электроэнцефалоаудиометрия демонстрирует врачу потенциал мозговой слуховой зоны.

Игровая методика

Игровую аудиометрию в большей степени используют при работе с деткой категорией пациентов.

Рефлекторно нажимать на безжизненные кнопки дети долго не могут, поэтому в методике применяется принцип использования игровых моментов.

Например, при услышанном звуке и нажатой при этом кнопке маленький пациент сможет увидеть новую яркую картинку либо какой-то игровой предмет, что будет его стимулировать выполнять команды сурдолога.

При игровой аудиометрии часто используется тональный аудиометр, который предложил когда-то специалист Ян Лесак. метр представляет собой игрушечный дом с человечками, животными, транспортными средствами. Пациенту выдается пульт в виде грибка, которым он сможет выполнять определенные действия при правильных условиях.

Например, чтобы освободить из плена человечка, маленький пациент должен дождаться, когда его об этом попросят и нажать соответствующую кнопочку на грибке. Так аудиометрист понимает, что его подаваемый сигнал был услышан ребенком.

Похожая методика предлагается и врачом Косачевым, существуют также методики определения слуха у маленьких пациентов, тестированные другими специалистами в данной отрасли.

Важность аудиометрии у детей выражается в том, что при плохом уровне слуха, у малышей присутствует задержка и в речевом развитии.

Методика надпороговой аудиометрии

Надпороговая методика проверки остроты слуха была предложена и апробирована Люшером. Благодаря данному методу специалисты имеют сегодня возможность оценивать дифференциальный порог звуковой силы – индекс малых приростов интенсивности.

Данное исследование наиболее часто проводится, если существует риск возникновения увеличения объема лимфы в полости внутреннего уха (болезнь Меньера), слуховой невриномы (доброкачественное новообразование, источником которого является слуховой нерв).

Применяется методика надпороговой аудиометрии при односторонней тугоухости, однако может использоваться и при двусторонней аномалии слухового аппарата. При этом в каждое ухо будет подаваться определенный звуковой сигнал, который должен соответствовать пороговой норме конкретного слухового аппарата.

К примеру, если на одном ухе пороговое значение должно быть равно 5 децибелам, то на втором – допустимое значение может быть равным 40.

При этом, тот сигнал, который поступает на больное ухо, постепенно увеличивают на 10 децибел, а граничное звуковое значение, подаваемое на здоровое ухо, приводят в такое соответствие, чтобы пациенту казалось, что в оба уха подан сигнал единой интенсивности. Так производится выравнивание тональности с постепенной градацией в один порог, равный 10 децибелам.

Применение скрининговой аудиометрии

Медицинский аудиометр сегодня может быть представлен тремя разновидностями аппаратов – поликлиническим, скрининговым или клиническим. Простейшим устройством является скрининговый аудиометр, который предоставляет специалисту гораздо более широкое поле возможностей в ходе проведения процедуры, чем тот же поликлинический аппарат.

Тональная диагностика слышимости производится в данном случае по показателям звукопроводности воздушных масс. Скрининговый аудиометр является мобильным устройством, его функциональные возможности позволят специалисту индивидуально подбирать частоты и тональность производимых звуков. Тестировать пациента при этом возможно как в ручном, так и в автоматическом режиме.

В ходе тестирования параллельно подключенный отоларингологический аппарат поможет оценить уровни слышимости и комфортного для пациента звучания. При помощи подключенного микрофона врач имеет возможность связаться с пациентом, а с помощью принтера есть шанс получить аудиограмму в печатной форме.

Кабинет и результаты процедуры

Чтобы результаты аудиометрии были объективными, процедуру следует проводить в хорошо изолированной комнате, где минимизировано параллельное влияние сторонних шумов на ход процесса. Также пространство, где проходит обследование, должно защищаться от электрических и магнитных волн.

В помещении должно быть свободно, особенно при речевом методе, когда расстояние от пациента до врача должно составлять не менее 6 метров. Лучшим местом проведения данной диагностики является специализированная камера акустики, которая приспособлена под аудиометрию.

После процедуры специалист получает несколько специальных графиков на двухосевых плоскостях. На горизонтальной оси стоят деления, выраженные в герцах, и характеризуют они частоты тонов. Вертикальная ось демонстрирует интенсивность звука в децибелах. Звуковосприятие правого уха показано на кривой красного цвета, на которой есть кружки, а левого – на синей кривой с крестиками.

Сплошные графики демонстрируют воздушную проводимость, а пунктирные – костную.

Числовые данные уровней слуха растут по восходящей на графиках, что свидетельствует о том, что при более низком показателе подобной величины регистрируется максимальное отклонение от нормы, то есть пациент в данном случае слышит максимально плохо. Расшифрованные графики аудиометрии позволяют сурдологам определять как слуховые пороги, так и места локализации патологии, выставляя диагнозы и назначая терапию с максимальной точностью.

Источник: https://FoodandHealth.ru/meduslugi/diagnostika-narusheniy-sluha/

Диагностика остроты слуха: методы, исследования, показания, рекомендации

Диагностика остроты слуха: особенность проведения исследований

Своевременно выявленное заболевание лечить значительно легче, нежели запущенные формы. Это же касается и слуховой функции. При появлении малейших подозрений на снижение слуха нужно обязательно обратиться к врачу. С помощью современных диагностических исследований можно вовремя обнаружить патологию и приступить к ее терапии.

Диагностика остроты слуха

Исследование слуха должно начинаться с консультации врача-сурдолога. Специалист выполняет отоскопию – данная процедура заключается в осмотре органа слуха. Во время этой простой процедуры врач может выявить механические повреждения и другие аномалии уха.

Немаловажное значение для сурдолога имеют жалобы пациента на симптомы разных патологий – неразборчивость речи во время разговора или появление звона в ушах. После выполнения отоскопии специалист подбирает метод диагностики остроты слуха на основании клинической картины.

Под остротой слуха понимают постоянную величину. Потому для оценки данного показателя используют точные измерения. Сегодня существует довольно много информативных методов диагностики, потому подбирать их должен только врач.

Проведение диагностических исследований требуется в таких ситуациях:

Методы

Существует довольно много различных диагностических процедур, которые позволяют получить объективные результаты и определить степень тяжести тугоухости и причины ее развития.

Тимпанометрия

Данная процедура представляет собой объективную диагностику болезней слуховых органов. Для ее проведения используется специальное медицинское устройство – тимпанометр, который подает звуковое давление в уши.

После чего аппарат фиксирует сопротивление, которое волна встречает во время перемещения по слуховым каналам. Результатом такого исследования является график.

Благодаря проведению тимпанометрии удается установить:

  • уровень давления в среднем ухе;
  • подвижность барабанных перепонок;
  • наличие аномальных выделений в наружном слуховом проходе;
  • целостность и подвижность слуховых косточек;
  • состояние внутреннего уха и путей.

Данная процедура не провоцирует дискомфорта и не имеет ограничений. Потому ее проводят всем при наличии соответствующих показаний.

Импедансометрия

Под данным термином понимают целый комплекс диагностических исследований, которые дают возможность оценить состояние слуховой трубы, а также среднего уха. Этот метод входит в категорию объективных процедур, поскольку не нуждается в участии пациента. Процедура не зависит от условных реакций человека, потому может выполняться даже детям раннего возраста.

В ходе проведения исследования в слуховой проход подают звук или воздух под давлением. Это осуществляется через особую резиновую заглушку. Благодаря этому удается проверить подвижность перепонки и оценить безусловный акустический рефлекс.

Импедансометрия позволяет определить физиологические возможности человека слышать, которые не зависят от его восприятия и сознания. Данный метод нередко используется для выполнения дифференциальной диагностики разных патологий органа слуха. Также с его помощью удается контролировать результативность проводимой терапии.

Проба камертонами

Несомненным достоинством данной методики является сравнительная простота используемого устройства, незначительное изменение акустических характеристик, портативность и отличная чистота звуков. Камертон дает возможность оценить воздушную и костную проводимость.

При анализе воздушной проводимости пациент должен закрыть глаза, после чего ответить, слышен ли ему звук. Если ответ утвердительный, он должен определить, каким ухом.

При оценке порога костной проводимости специалист приставляет ножку камертона к сосцевидному отростку в районе крепления ушной раковины или к средней линии черепа. После чего нужно установить длительность восприятия звука пациентом.

Проба камертонами по методу Ринне и Вебера

Дополнительные исследования или анализы

Самым простым и доступным методом считается исследование слуха с помощью живой речи. Для этого одно ухо нужно закрыть пальцем, после чего предложить пациенту повторять слова, которые врач говорит шепотом или голосом средней громкости.

Как правило, остроту слуха оценивают по расстоянию, на котором слышна шепотная речь. Здоровые люди могут расслышать ее с 15-20 м. Важно учитывать, что дистанция во многом зависит от состава слов. Так, слова со звуками низкой частоты воспринимаются с расстояния 5 м. Если же слова имеют дискантовую характеристику, их можно распознать с 20-25 м.

Также для оценки остроты слуха врач может назначить такие исследования:

  1. Электрокохлеография – проводится для измерения электрических потенциалов слухового нерва и внутреннего уха. Благодаря этому удается обнаружить патологии, которые сопровождают вестибулярный гидропс.
  2. Отоакустическая эмиссия – подразумевает регистрацию звуков, которые исходят от внутреннего уха. По данным их колебания удается оценить функции наружных волосковых клеток. Благодаря проведению такого исследования удается установить нарушения слуха у детей раннего возраста.
  3. Метод акустических стволовых вызванных потенциалов – базируется на исследовании биоэлектрических реакций подкорковых структур. Благодаря этому можно определить степень восприятия звуков подкоркой мозга.

Посмотрите ролик как проводится аудиометрия:

Профилактика тугоухости

Чтобы не допустить ухудшения слуха, нужно заниматься профилактикой таких заболеваний:

  • не стоит слушать громкую музыку в наушниках;
  • детей нужно своевременно вакцинировать от кори, краснухи и паротита;
  • рекомендуется избегать сильного шума;
  • для защиты ушей от громких звуков можно использовать наушники и затычки;
  • не стоит включать сразу несколько приборов одновременно.

Чтобы справиться с нарушениями слуха, нужно своевременно провести комплексную диагностику. Благодаря этому специалист сможет установить причины и степень тяжести заболевания и подобрать адекватную терапию.

Источник: http://gidmed.com/otorinolarintologija/lor-diagnostika/ostroty-sluha.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.