Психодрама как метод психологического воздействия в наркологии

Содержание

Психодрама Якоба Морено в наркологии: техники, упражнения, формы и виды, отзывы

Психодрама как метод психологического воздействия в наркологии

Метод психодрамы широко применяется в наркологии и психиатрии, так как является отличным инструментом для поиска, осознания, разбора личных проблем и создания путей для их решения.

Психодрама Якоба Морено – что это?

Якоб Морено (1889-1974) – врач, специализировавшийся на групповой психотерапии. Он знаменит тем, что придумал новый метод психологического консультирования и лечения – психодраму.

Психодрама ведет отсчет с 1921 года, когда впервые доктором Морено была представлена театральная постановка с участием приглашенных актеров.

После первоначального провала постановки доктор продолжил углубленное изучение и совершенствование нового метода, основал целый институт в США по внедрению психодрамы и получил патент на изобретение.

Переехав в Америку, Якоб Морено стал открывать центры по лечению людей с различными психологическими трудностями и заболеваниями, объединяя их в группы и записывая «уроки» на магнитофонную ленту.

Учеников у врача было множество, поэтому за прошлый век метод психодрамы широко распространился по миру, и в наше время применяется на всех континентах без исключения.

Регулярно проводятся съезды и конференции последователей Морено, выпускаются книги и научные статьи по методике психодрамы. Так что же это такое, в чем суть метода?

Классическая психодрама – групповая лечебная терапия, основным инструментом которой становится драматическая импровизация. Это помогает подробно изучить, что творится в душе человека, понять, каковы предпосылки для тех или иных проблем.

Любой человек живет в социуме, поэтому именно в группе могут решиться многие его проблемы. Якоба Морено не устраивало обычное посещение пациентом психотерапевта и спокойное повествование о своих трудностях: только активное участие человека, его близких, семьи и друзей, воссоздание жизненных ситуаций поможет разобраться в себе и понять, где скрыт «корень зла».

В отличие от изобретенной доктором Морено классической психодрамы сейчас появилась такая ее разновидность, как монодрама, или индивидуальная работа с пациентом для раскрытия его потенциала и увеличения тяги к адекватному мировосприятию и поведению. И все-таки чаще используется именно групповая терапия, которая в течение многих десятилетий позволяет исцелиться людям с психологическими трудностями.
На видео о том, что из себя представляет психодрама:

Кому поможет?

Психодрама активно используется в лечении:

  • Наркозависимости;
  • Алкоголизма;
  • Коррекции отклонений в поведении (девиантное поведение);
  • Неврозов и психопатий пограничных форм (не требующих более активного вмешательства).

Формы, виды и техники психодрамы в наркологии

Как уже было сказано, выделяют два вида психодрамы – классическая (групповая) и индивидуальная, или монодрама.

Как правило, в отношении наркозависимых и людей, страдающих алкоголизмом, используется групповой метод с размером группы 6-9 человек.

В группе меньшего размера будет слишком мало зрителей, в группе меньшего размера режиссеру слишком сложно отслеживать разные индивидуальные реакции.

Все участники группы должны быть гетерогенны по опыту, полу, способностям и т.д., но допускаются занятия и в гомогенной группе (например, среди алкоголиков с примерно одинаковой жизненной историей).

Группа может быть:

  • Открытой – целью является обретение независимости каждым участником в быстром темпе.
  • Закрытой – участники действуют более сплоченно, с использованием коллективного подхода.

Существуют такие формы психодрамы:

  1. Центрированная на протагонисте. Метод сконцентрирован на основном герое, которому помогает режиссер, ведущий, партнеры для показа реальной ситуации из собственной жизни (либо вымышленной ситуации). Итогом становится повторное переживание и осознание проблемы.
  2. Центрированная на теме. Обычно применяется во вновь созданной группе, где подбирается актуальная для всех проблема (тема), которая каждым участником обыгрывается в индивидуальном порядке (часто применяется среди алкоголиков).
  3. Направленная на группу. Основной «актер» описывает ситуацию, актуальную для всех членов группы. Примером служит группа наркоманов, которые крали из дома деньги или потеряли работу из-за своей зависимости.
  4. Центрированная на группе. Члены группы выясняют отношения и общие трудности между собой.

Основные техники, применяемые в психодраме таковы:

  1. Монолог, или самопрезентация. Это – простейшая техника, которая составлена серией ролевых действий, где протагонист изображает себя или другого человека. Он – единственный участник, старающийся довести до зрителей свою проблему и точку зрения на нее.
  2. Двойник. К протагонисту присоединяется дублер, который следит за монологом и помогает решить проблему, как только у протагониста заканчиваются мысли, говорит о недосказанном. Двойник представляет как бы внутренний голос протагониста, его субличность.
  3. Обмен ролями. В психодраме такая техника очень важна, она позволяет увидеть себя со стороны, научиться понимать других людей.
  4. Отображение, или зеркало. Протагонист наблюдает за тем, как пытаются его изобразить другие участники группы, видя себя глазами прочих людей.

Таким образом, в психодраме используются некоторые методики, которые присущи и другим методам групповой психотерапии алкоголизма и наркомании (в частности, 12 шагов), но есть и уникальные техники.
На видео техники психодрамы:

Базовые элементы

Вся группа, согласно мнению Морено, это – открытая система, целый организм. Для измерения происходящих в группе событий было введено понятие «социометрия», которое отражает поиск партнера или нескольких партеров в группе, подходящих для разбора той или иной ситуации. Социометрия – база, основа работы в психодраме, как и некоторые ее другие базовые элементы:

  • Роли, ролевые игры. Заданного сюжета в психодраме, в отличие от обычной театральной постановки, нет, он создается участниками группы по ходу дела. Этим методика психодрамы максимально приближается в самой жизни. Все роли пациенты выбирают сами, а терапевт помогает им и хвалит их.
  • Спонтанность. Все реакции людей в группе являются непреднамеренными, непредсказуемыми. Изначально многие участники представления могут быть закомплексованы, так как боятся той самой спонтанности в чувствах и эмоциях. Но после обретения свободы самовыражения они быстрее избавятся от своей зависимости.
  • Теле. Понятие взято у Фрейда, точнее объединяет два фрейдовских термина (трансфер, контрперенос). Вкупе получается некое сопереживание доктором чувств, состояния зависимого, а также принятие «на свой счет» эмоций между всеми участниками группы.
  • Катарсис. Согласно переводу с греческого это слово означает очищение через страдание. В психодраме катарсис – это переживание проблемы и последующее исцеление, которое во время театрального действия претерпевают основные участники группы
  • Инсайт. Означает резкое понимание проблемы, внезапную смену взгляда, что поможет избавиться от имеющейся проблемы.

Этапы проведения занятий

В методике психодрамы есть четыре основных периода, следующие друг за другом. Ниже описаны этапы проведения действия.

Распределение ролей, или подготовка

Психотерапевт на данном этапе распределяет роли, подбирает типажи. Важная цель – сформировать лучшую атмосферу и начать работу в нужном, оптимальном русле, а также поддерживать хорошее настроение участников группы до самого окончания представления и стимулировать импровизацию.

Разогрев, разминка

На «сцену» выходит протагонист, дается нужный материал для обсуждения, происходит предварительная оценка проблемы.

Разогрев включает три подэтапа:

  • Раскрепощение участников группы;
  • Усиление спонтанности в действиях;
  • Фокусирование мнений и размышлений на конкретной проблеме.

На этапе разминки зависимые выполняют некоторые упражнения, которые помогут им лучше сыграть свои роли в будущем. Вспомогательными приемами для достижения задач разогрева могут быть импровизация, живые скульптуры и т.д.

Психодраматическое действие

Участник группы рассказывает о какой-либо ситуации, которая его беспокоит (например, о ссоре в семье из-за наркотической зависимости). Именно это станет центральным сюжетом в предстоящем действии.

Рассказчик подробно говорит о ситуации, ее участниках. Далее члены группы разыгрывают действие психодрамы, прорабатывая реальные ситуации и слова.

Именно здесь и применяются основные техники психодрамы – монолог, двойник и другие.

Обсуждение

На завершающей стадии участники группы анализируют только что оконченное «представление». Изначально высказываются зрители – те, кто участия в драме не принимал. Затем о чувствах, эмоциях говорит протагонист и другие члены «труппы». Завершает обсуждение психотерапевт со своим видением ситуации.

Основные упражнения из курса

Обычно длительность общего сеанса психодрамы для зависимых (наркомания, алкоголизм) – около 50 минут, но реальные встречи могут быть и больше, и меньше по времени. Примерные временные рамки – от 15 минут до 4 часов, при этом длительность отдельных упражнений не регламентируется.

В рамках описанных выше этапов могут использоваться следующие упражнения (примеры):

  1. Пустой стул. Протагонист взаимодействует с антагонистом, периодически меняется с ним ролью, при этом сидит на стуле, который возвышается над остальными людьми для осознания силы, значимости.
  2. Персонификация. Человек наделяет себя качествами, которых ему не хватает, и пытается разыграть ситуацию уже с новыми личностными характеристиками.
  3. Возврат в прошлое. Картины из прошлого воссоздаются во время представления, а потом подробно разбираются участниками. Аналогично может пройти упражнение «шаг в будущее».
  4. Разговоры за спиной. Протагонист садится на стул спиной к остальным и слушает, как они его обсуждают.

Психологических упражнений, которые отлично подходят к техникам психодрамы, великое множество. Для конкретной ситуации их выбирает специалист, который проводит курс терапии.

Согласно мнению врачей, психодраматический метод выгодно отличается от тех, где «в лоб» говорят больному: не коли наркотик, не пей алкоголь. Внушение и наставление обычно действует хуже, чем прохождение реальных ситуаций, которые уже встречались в жизни.

Сами пациенты обычно бывают в полном восторге от психодрамы. За короткое время они получают шанс хорошо разобраться в себе, проработать пути решения неприятных ситуаций. Люди признают огромную роль метода в выздоровлении и, как правило, результаты от такого лечения оказываются более стойкими, чем после других методик.

Источник: http://gidmed.com/narkologiya/narkomaniya/psihodrama-yakoba-moreno.html

Методы психологического воздействия на человека

Психодрама как метод психологического воздействия в наркологии
Социальная среда, в которой живет человек с рождения, подразумевает общение. В процессе общения и восприятия информации, мы подвергаемся психологическому воздействию, сами того не подозревая. Эти проявления изучает психология. Эта же наука исследует приемы воздействия в общении людей друг с другом на работе, дома и в любом другом месте.

Методы психологического воздействия и их различия

Методы психологического воздействия на личность человека в психологии это:

  • заражение;
  • внушение;
  • убеждение;
  • подражание.

Какие-то из этих методов вы уже использовали неосознанно, а какие из этих методов проверили на вас. Заражение, внушение, убеждение и подражание это способы влияния на психологическое состояние людей. Давайте подробно разберем их, чтобы не попасть на улочку мошенников.

Заражение

Это психологическое воздействие на сознание человека – самый древний и наиболее изученный метод. Он основан на передаче эмоционального состояния от человека к человеку. Согласитесь, что с каждым случалось такое, когда вы находитесь в прекрасном настроении, и вдруг появляется человек со слезами на глазах и всеми признаками истерики.

По мере того, как вы выслушиваете его душещипательную историю, настроение ваше портится, и ваше душевное состояние начинает быть похожим на переживания собеседника. Особенно впечатлительным натурам даже рассказывать ничего не нужно, они на эмоциональном уровне способны воспринимать сигналы, идущие от людей, находящихся рядом с ними.

Еще один пример, который характеризует метод заражения и который использует психология влияния на людей – паника. Действует он, как правило, в толпе. Если много людей находятся в одинаковых критических условиях, и кто-то из них начинает паниковать, это чувство передается большинству из присутствующих.

Слышали про панику на борту самолетов или в поломавшемся лифте? Это те случаи, когда запаниковал один человек, и это чувство перешло ко многим

Но «заразиться» можно не только отрицательными эмоциями. Заразительными бывают смех, веселье, позитивный жизненный настрой.

Внушение

Второй класс психологического воздействия на личность – внушение. В этом случае психология влияния на человека оказывается на эмоциональном фоне, заставляя действовать так, как заставляет оппонент.

Но если заражение – это передача психологического состояния, в результате которого человек действует так или иначе, то внушение – это убеждение человека поступать так, как ему говорят с помощью вербальных инструментов (слова, визуальный контакт и другие).

Для того, чтобы внушение стало действенным инструментом, необходимо соответствовать своим словам. Если человек пытается «научить вас жить» и диктует правила поведения в обществе или законы достижения успеха, то его репутация, внешний вид и манера говорить должны вызывать уважение и желание подражать.

Но когда перед вами измученный индивидуум в грязной одежде и со следами алкогольного опьянения, его призывы к новой жизни выглядят жалко и смешно. Поэтому, желая помочь человеку советом, старайтесь разобраться в ситуации, в которой оказался несчастный. Проникнитесь проблемой и поставьте себя на его место. Только после этого вы можете что-то подсказать тому, кто ищет от вас поддержки.

Внушать свои мысли людям можно только уверенным голосом

Еще один важный нюанс – психология воздействия на человека говорит, что внушать свои мысли людям можно только уверенным голосом, в котором нет и тени сомнения. Иногда от того, каким тоном произнесена фраза, зависит успех или провал идеи.

Есть еще один фактор, который определяет результат воздействия на человека — это внушаемость. Сила внушения зависит от того, насколько человек внушаем, а это показатель индивидуальный. Высоким уровнем этого показателя отличаются дети в возрасте до 13 лет и неуверенные в себе, нерешительные люди.

Особенно хорошо действует внушение в том случае, если соединить смысл слов, с помощью которых происходит внушение с внешней информацией, которая знакома и понятна внушаемому.

Если вы пытаетесь направить человека на «путь истинный» и при этом проводите параллель с теми фактами, которые ему близки, это окажет сильное психологическое воздействие на него.

Если хотите доказать человеку, что в результате внушаемых ему действий, он будет доволен, приведите пример отрицательного результата, который ждет его в обратном случае.

Используя «крылатые высказывания» или известные примеры позитивного или негативного опыта поколений, вы добьетесь значительных результатов в искусстве внушения

Убеждение

Убеждение – один из самых безобидных и действенных методов психологического воздействия на человека. Он основан на фактах, которые становятся понятны в результате построения логической цепочки размышлений.

Используя различные методы влияния на людей, следует учитывать уровень интеллектуального развития оппонента. Доказывать что-то человеку, который находится ниже вас в умственном развитии – нелепо. Ваши доводы не будут поняты и приняты.

Если вы пытаетесь убедить в чем-то того, кто умнее вас, это будет выглядеть смешно.

Когда до сознания человека достигает первая порция новой информации, его мозг ищет объяснения. И теперь от искусства того, кто убеждает, зависит, поверят ему или нет.

Хорошо, если удастся заставить человека довериться вам, но остальное зависит от методики психологического воздействия, чередовании новых данных. Самое главное, чего требуют способы психологического влияния на человека – не обманывать оппонента.

Как только человек почувствует фальшь в словах, уровень доверия упадет в разы. Если это повторится, вы можете совсем потерять доверие и внимание этого человека.

Чтобы вам действительно поверили, вы должны соответствовать тому образу жизни или высказываниям, которые пытаетесь донести до оппонента. Ваши слова должны излучать силу, а вы создавать впечатление авторитетного и уверенного в себе человека.

Итак, все совпало:

  • Уровень развития оппонента:
  • Правдивость ваших утверждений;
  • Соответствие образа и высказываний.

Ваши слова должны излучать силу, а вы создавать впечатление авторитетного и уверенного в себе человека

Теперь нужно выбрать стратегию поведения, которая поможет повлиять на человека психологически. Существует несколько стратегий.

  • Агрессивная. Строится на противоречии доказываемых фактов. Это доказывает человеку, что вы личность неординарная и сильно отличаетесь от него. У него появляется желание выслушать вас и распутать ту логическую цепочку, которую вы запутали. Поэтому он внимательно вслушивается в каждое слово. Но такая стратегия психологического воздействия на человека характерна для профессионалов слова и убеждения.
  • Пассивная. Эта стратегия работает только в том случае, если вы хорошо знаете собеседника. Осторожно приводя примеры из его и собственной жизни, сравнивая их с известными всему белому свету случаями, вы подводите оппонента к той мысли, которую хотите до него донести. Не допускайте нестыковок и расхождений в суждениях. Это отбросит проделанный труд на несколько позиций назад.

Теперь вы знаете, как психологически воздействовать на человека при разговоре. Используйте метод «Убеждение», применяя законы логики и выстраивая логические цепочки.

Леонардо ДиКаприо и Мэтт Дэймон, кадр из фильма «Отступники»

Подражание

Многие подсознательно пользуются методами воздействия на личность, даже не подозревая об этом. Достигая каких-то высот в карьере или интеллектуальном плане, мы становимся объектом уважения и восхищения.

Менее опытные люди стремятся брать пример с того, кто уже воплотил в жизнь свои стремления. Но объект подражания должен «держать марку» всегда. Он должен быть привлекательным, ярким, запоминающимся, восхитительным.

То есть удовлетворять желание оппонента следовать идеалу.

Средства психологического воздействия на человека

На примере одного из средств психологического воздействия на массы можно рассмотреть, ставшую обыденным явлением, рекламу. Относительно недавно реклама существовала в качестве вывесок на магазинах, кафе или предприятиях общественного питания. Это были обычные афиши, рекомендующие просмотры фильмов или концерты звезд эстрады.

Сегодня реклама превратилась в масштабные качественные ролики, которые не только информируют людей о товаре, представлении или анонсе, они заставляют сделать выбор в пользу того или иного продукта, формируют становление ценностей и направляют в нужное русло мысли и поступки человека. Важно обращать внимание на то, что смотрят ваши дети, так как есть воздействие, оказывающее разрушительное влияние на личность.

Многие считают, что психологическое воздействие рекламы – это двигатель торговли (фраза избитая, но это правда), другие полагают, что спрос подразумевает выпуск новых продуктов, борьба за первенство между которыми решается посредством рекламы. Это одно из самых действенных средств, которые оказывают воздействие на массу людей и заставляют действовать под диктовку.

Под воздействием рекламы многие девушки ходят на неудобных высоких каблуках

Это относится не только к какому-то товару или певцу, рекламой можно склонить общественное мнение в пользу того или иного кандидата для выборов в правительство. Этот метод еще называется «манипуляцией общественным мнением» или «темное искусство воздействия на людей».

Причем, манипуляция производится не насильственным путем, а методами правильного построения рекламной программы кандидата. Выясняется, что необходимо электорату на данном этапе становления и развития общества и подгоняются общие фразы и обещания.

Каждый человек «видит» в этих посулах выгоду для себя и голосует именно за этого избранника.

Цели психологического воздействия на человека

Психическое воздействие на человека имеет свою цель – желание заставить человека сознательно или бессознательно подчиняться определенным установкам, нормам, законам или требованиям.

Директор в коллективе подчиненных, используя психологические приемы влияния на собеседника, имеет свою цель – сплотить людей или дать им пищу к размышлениям и действиям на благо компании, в которой они трудятся.

Психологическое воздействие родителей на своих детей предполагает цель вырастить из них хороших, воспитанных и законопослушных граждан.

Родители знают, как психологически воздействовать на своё чадо, например, рассмешить его

Психологическое воздействие рекламы преследует цель заставить купить тот или иной рекламируемый товар, проать за нужного кандидата или посмотреть фильм, на который затрачено много средств, и их необходимо вернуть в кратчайшие сроки.

Не всегда приемы влияния на людей подразумевают следование благой идее. Это можно увидеть на примере террористов-смертников. Ведь эти люди подвергались внушению, обработке и гипнозу с тем, чтобы уничтожать себе подобных.

Вместе с массой людей, которых они убивают, они умирают сами. А это противоречит человеческой природе.

Следовательно, с помощью психологического воздействия можно кардинально изменить мировосприятие человека, сделать его марионеткой в чужих руках и заставить действовать вопреки здравому смыслу.

Как уже было сказано, любое психологическое воздействие в полной мере оказывает свое влияние на неуверенных в себе людей. Грамотные, образованные и уверенные в своей правоте индивидуумы плохо поддаются внушению, заражению и убеждению.

Источник: https://sunmag.me/sovety/14-01-2014-metody-psikhologicheskogo-vozdejstviya-na-cheloveka.html

Психодрама – техники, упражнения, метод Морено, тренинг, виды

Психодрама как метод психологического воздействия в наркологии

Психодрама уже много лет пользуется популярностью среди психотерапевтов, которые проводят групповые тренинги. Различные техники и упражнения позволяют воспользоваться психодрамой в любой сложной ситуации. Ее разработчиком был Якоб Морено, который придумал основные понятия, виды и методы, о которых пойдет речь в интернет-журнале psytheater.com.

Главными терминами психодрамы являются:

  1. Ролевые игры и роли. В психодраме самой главной остается импровизация. Если в театральном разыгривании участники четко придерживаются своих ролей и написанных сценариев, то в психодраме каждый сам выбирает себе роль и отыгрывает ее так, как считает нужным. Роли выдаются, объясняются правила психодрамы, после чего участники переходят к импровизации в заданных рамках.
  2. Спонтанность. Человек должен вольно выражать свои эмоции и чувства. Спонтанность предполагает, что человек будет здесь и сейчас реагировать на ту ситуацию, которая с ним происходит. Неважно, что происходило в прошлом. На сегодня важна спонтанность, когда человек избавляется от своих страхов, неврозов и комплексов.
  3. Теле. Данное понятие подразумевает под собой двустороннее эмпатийное отношение между психотерапевтом, клиентом и другими участниками процесса. Здесь происходит перенос на другого человека качеств характера и отношения, сопереживание.
  4. Катарсис. Данное понятие используется в психодраме как активное переживание различных страдальческих эмоций с целью очищения и избавления от них.
  5. Инсайт. В результате психодрамы к клиенту должно прийти понимание чего-то важного. «Внезапное озарение» наступает после того, как человек проявил себя. Он понимает природу своих страхов и неврозов. Теперь он понимает, что с ними необходимо делать.

Что это такое?

Что такое психодрама? Это психотерапевтическое направление, которое одновременно является и способом консультирования. Человек отыгрывает роль с другими участниками, что должно привести его к пониманию.

Здесь разыгрывается определенная ситуация, драма, в которой человек может проявить себя, показать.

Это позволяет психотерапевту более наглядно увидеть поведение и черты характера клиента, рассмотрев за ними причины появления.

Психодрама обычно проводится в группе. Однако существует и одиночная психодрама (монодрама). Клиент берет на себя определенную роль, которую потом отыгрывает. Здесь могут отыгрываться любые сцены из жизни: проблемы, сны, фантазии, реальные ситуации и пр. Самое главное – соблюдение спонтанности и импровизации, когда человек может проявить себя.

Психодрама помогает многое выявить:

  • Механизмы поведения человека в конкретных ситуациях.
  • Причины возникновения тех или иных поступков.
  • Способы реагирования.
  • Коррекция своего поведения.
  • Нарабатывание навыков, которые помогут в реальной жизни.

перейти наверх

Метод психодрамы

Психодрама позволяет разыграть роль без вреда для своей психики. Здесь выделяют такие методы:

  1. Монолог – когда клиент выражает важные для себя мысли. По мере реагирования слушателей клиент может быстро перестраиваться и менять ход своих мыслей.
  2. Двойник – когда выбирается один участник, который будет «внутренним голосом» клиента. Сначала монолог начинает клиент. Как только он застревает в своей проблеме, двойник начинает ее развивать, выдвигать предположения, идеи, мысли. Двойник должен говорить от лица клиента, быть его «продолжением», «внутренним голосом».
  3. Обмен ролями – когда участники меняются ролями. Это позволяет занимать различные позиции, лучше понимать себя и других.
  4. Отображение – когда другие участники психодрамы копируют клиента, как они его видят. Это помогает посмотреть на себя со стороны.

Все методы перекликаются между собой. Сюда можно подключить другие методики:

  • Методика свечи – когда все участники по очереди выполняют ту или иную роль.
  • Разговоры при свечах – клиент поворачивается спиной к другим участникам и слушает, как они обговаривают его поведение и идеи.
  • Проекция будущего – клиент фантазирует, что возможно случится или будет в будущем.

Зарождением психодрамы занимался Я. Л. Морено, который наблюдал за детьми, которые разыгрывали различные сценки и роли в них. Здесь не было четко прописанного сценария. Все происходило спонтанно, что позволяло участникам проявлять свои истинные эмоции, переживания, лучше понимать собственные действия и менять их.

Психодрама используется как при коррекции поведения взрослых, так и с целью перевоспитания детей. Достаточно часто человек по мере жизни вынужден подавлять свои эмоции и желания, проявления и фантазии.

Все это приводит к различным проблемам, с которыми потом трудно справиться. Психодрама позволяет полностью раскрыться, от чего-то избавиться, некие навыки приобрести, рассмотреть собственный потенциал.

перейти наверх

Виды психодрамы

Психологи различных времен разрабатывали виды психодрамы. Рассмотрим их:

  • Биодрама – когда люди отыгрывают роли каких-то зверей. Эффективно, когда человек не способен на себя примерить роль другого индивида.
  • Кукольная драма – разыгрывание проблемной ситуации на куклах, чтобы отобразить все переживания и эмоции, которые могут происходить. Клиент просто за этим наблюдает.
  • Импровизация – когда отыгрывается некая ситуация без заранее продуманного сценария.

Самым важным в психодраме является не сам процесс игры, в которой участвует человек, а инсайт – когда клиент приходит к некоему пониманию, просветлению. Важен конечный результат, когда человек начинает замечать свои неадекватные эмоциональные переживания, понимать причины своего поведения, меняется и внутренне трансформируется, начинает применять новые навыки.

В психодраме выделяют 5 ключевых позиций:

  1. Протагонист – сам клиент, который и рассказывает о своей проблеме.
  2. Режиссер (фасилитатор) – психотерапевт, который помогает клиенту анализировать происходящее.
  3. Вспомогательные «Я» — другие участники процесса, которые отыгрывают вспомогательные роли.
  4. Зрители – участники, которые не участвуют в сцене, однако принимают участие в обсуждении по окончании.
  5. Сцена – место, где проводится психодрама.

перейти наверх

Психодрама Морено

Основоположником психодрамы является Я. Морено, который четко разделил театральное представление от психотерапевтического сеанса.

В психодраме самой главной является импровизация, когда участники сами не знают, как будут разворачиваться события и к чему они приведут. Роли распределяются между теми, кто их сам выбирает.

Создается определенная ситуация. Как и что будут делать участники, уже зависит исключительно от них.

Главное – психотерапевт перед проведением сеанса разъясняет правила и основные этапы психодрамы, которых должны придерживаться участники.

  1. Первая стадия – настрой участников на нужный лад. Здесь психотерапевт поощряет их спонтанность и естественные проявления эмоций, подталкивает на раскрепощенность в действиях и чувствах, заостряет внимание на решении проблемы в нынешней ситуации. Чем быстрее участники раскроются и начнут вести себя естественно, тем быстрее можно будет отыграть ситуацию и разобрать ее.
  2. Вторая стадия – разыгрывание сцены. Сначала распределяются роли, клиент коротко объясняет проблемную ситуацию, которая задает лишь тон, но не указывает на то, как все должно происходить. Психотерапевт лишь внешне наблюдает и вмешивается по необходимости, позволяя игре происходить спонтанно.
  3. Третья стадия – завершающая. Здесь все участники по собственному желанию анализируют и обсуждают увиденное в сцене. Каждый выдвигает идеи, свои предположения, чтобы более подробно и с разных сторон увидеть проблему, ее решение.

перейти наверх

Техники психодрамы

В процессе психодрамы используются различные техники, которые применяются по необходимости:

  • Представление себя – выдача информации о себе, проблеме, других участниках ситуации. Здесь клиент сам решает, что раскрывать и о чем говорить.
  • Проигрывание роли, которую может отыгрывать как клиент, так и другие участники.
  • Двойник.

Основными направлениями психодрамы являются:

  1. Библодрама – отыгрывание ситуаций из Библии, где отображены основные конфликтные события между людьми.
  2. Монодрама – черты личности отображаются не человеком, а предметами.
  3. Аксиодрама – отображение основных ценностей человека.
  4. Социодрама – отыгрывание ситуаций, с которыми сталкивается большая часть людей.
  5. Play-back-театр – отыгрывание ситуации человека, который при этом занимает позицию простого зрителя.
  6. Драматерапия – разыгрывание различных сюжетов из литературы.

перейти наверх

Тренинг психодрамы

Тренинг психодрамы состоит из 3 стадий и различных упражнений. На каждом этапе могут использоваться различные упражнения, которые помогают в достижении цели психодрамы.

На этапе разогрева могут использоваться медитативные техники и телесные упражнения. Деятельный этап уже подразумевает спонтанную игру всех участников. На завершающем этапе должен произойти инсайт-в действии – понимание происходящей ситуации и нахождение решения проблемы.

перейти наверх

Упражнения психодрамы

Другими упражнениями психодрамы могут быть такие:

  • «В автобусе». Создается два круга участников: один – безбилетные пассажиры, второй – контролеры. Каждый должен привести свои доводы и победить. Здесь участники проявляют свои личностные качества.
  • «В магазине». Участники разбиваются на продавцов и покупателей, отыгрывая различные конфликтные ситуации, которые обычно случаются в жизни в магазинах.
  • «Семья». Один участник инсценирует типичную ситуацию из своей семьи, распределяя роли между остальными. Затем он просто смотрит на происходящее со стороны.
  • «Монолог с двойником». Человек словами и жестами передает свои переживания, после чего двойник передает их своими жестами и мимикой.

перейти наверх

Итог

Когда человек может в безопасной для себя обстановке разыграть проблемную ситуацию или посмотреть на нее со стороны, у него нередко возникает озарение.

Он начинает видеть собственные ошибки, понимать происходящее и внутри трансформироваться. Итог становится поразительным, поскольку при этом человеку не приходится себя ломать, изнурительно настраивать.

Все происходит естественно и спонтанно.

Психодрама помогает в решении многих жизненных проблем, которые возникают с другими людьми. Человек может не проявлять эмоций, не позволять себе совершать действий, принижать значение собственного потенциала. Все это негативно сказывается на его психическом состоянии, когда он комплексует, нервничает, беспокоится.

Психодрама создает безопасную обстановку и отображает реальную ситуацию, в которой человек не может разобраться, пока находится внутри нее со всеми своими переживаниями и эмоциями.

Источник: http://PsyTheater.com/chto-takoe-psihodrama.html

Психодрама — это метод психотерапии. Как и зачем он используется

Психодрама как метод психологического воздействия в наркологии

Психология знает много методов групповой психотерапии. Один из них – метод психодрамы. Это театрализованное проигрывание проблемных ситуаций, помогающее людям лучше понимать свой внутренний мир, особенности других людей.

Вместе с тем это отличный способ раскрытия творческого потенциала. Психодрама помогает человеку изменить восприятие, самовосприятие, отношение, самоотношение, поведение.

В результате повышается продуктивность жизни личности и ее взаимоотношений.

Суть метода

Основатель метода – американский психиатр, психолог, социолог Якоб Леви Морено. Сам ученый воспринимал психодраму не только как метод психотерапии и творчества, но и как отдельную форму искусства, философию жизни.

Теория психодрамы – одна из самых неопределенных в психологии. Основатель не оставил четких инструкций, описаний, тезисов, положений, правил. Не существует даже общего определения для термина «психодрама». Попытки изучить метод, структурировать теорию продолжаются до сих пор.

Психодрама – разыгрывание ролей, игры с элементами импровизации, близкие к театральным постановкам. Основа метода – детские игры. Психодрама заставляет взрослых людей вернуться в детство, дать волю фантазии, отдаться игре. В игре нет запретов. Там можно кричать, вести себя развязно или наоборот быть слабым – ведь это маска, роль.

Метод психодрамы используют для восстановления семейных, трудовых, любовных, дружеских отношений. Психодрама – универсальный способ стабилизации, гармонизации состояния группы и ее отдельных участников.

Структура психодрамы

Основатель метода выделял три главных компонента успешной социодрамы: теория ролей, теория спонтанности, социометрия. Давайте рассмотри каждый из них подробнее.

Теория ролей

В теории психодрамы роль – это:

  • привычное поведение человека;
  • опыт, состоящий из личных, общественных и культурных элементов;
  • форма поведения, функционирования, которую человек принимает в конкретный момент времени в ответ на определенную ситуацию.

Люди и в реальной жизни играют множество ролей. Морено разделил их на категории:

  • Психосоматические: все, что связано с телом. Например, роль человека, поедающего пищу.
  • Психические: все, что определяет эмоции и состояния. Например, роль страдальца.
  • Социальные роли. Характеризуют поведение человека в отношениях с другими людьми.
  • Интегративные роли. Подразумевают все, что находится на духовном, надындивидуальном уровне. Например, роль любящего человека, верующего, создающего.

В норме человек играет каждую из названных ролей. Меняется только соотношение и выраженность ролей. Но развиваются они постепенно, вместе с развитием человека. Скачки с одного уровня на другой вызывают личностные деформации, патологии.

Некоторые роли консервируются и становятся стереотипным для личности поведением.

Теория спонтанности

Креативность, реакция на новые условия или новая реакция на старые ситуации. Это энергетический порыв, который или выходит, или подавляется. Психодрама учит конструктивному выражению спонтанности и контролю над ней. Речь идет о творчестве во всех его проявлениях, в том числе творческом подходе к жизни.

Социометрия

Метод определения характера взаимоотношений в группе, симпатий и антипатий. Результат обследования – социограмма, или психологический портрет группы. Подробнее о методе социометрии читайте в статье «Социометрия как метод в психологии».

Типы взаимоотношений с позиции психодрамы

Теория психодрамы рассматривает три типа взаимоотношений: перенос, эмпатия, теле:

  1. Перенос подразумевает наделение другого человека своими негативными, нежелательными качествами. Восприятие другого человека в этом случае неадекватно.
  2. Эмпатия (вчувствование) подразумевает умение вообразить себя в роли другого человека. Задействован когнитивный и эмоциональный компонент. Достигается эмпатия путем проигрывания роли другого. Это помогает увидеть ситуацию глазами другого человека.
  3. Теле – адекватное восприятие участниками друг друга, взаимопонимание, взаимное чувствование. Понимание тяги или отторжения друг от друга.

Признак психического здоровья – адекватное самовосприятие, восприятие других и их отношения к человеку, взаимодействие с другими, основанное на эмпатии и теле.

Практика психодрамы

Психодраму можно проводить как индивидуальную терапию, но лучше использовать этот метод для групповой работы.

Условия проведения

  • Оптимальная численность группы – 6-9 человек. Однако известны случаи успешной практики в залах численностью до 100 человек.
  • Состав группы лучше делать «разношерстным». Вместе с тем нужно быть внимательным к мелочам, предотвращать возможные проблемы, вызванные большой разницей в возрасте, социальном статусе или психическом состоянии.

    Однородность состава оправдана только в группах узкой направленности, например, для анонимных наркоманов. В остальных случаях гетерогенность помогает максимально реально воссоздавать ситуации общества.

  • Продолжительность одного занятия и курса устанавливается индивидуально, но в любом случае важна регулярность, системность.

    Выбирая временные рамки, нужно помнить о сохранении чувства групповой сплоченности, актуальности переживаний от предыдущего сеанса, возможности решить все групповые и частные проблемы. Усредненный вариант терапии: встречи один раз в неделю, длина сеанса – 1,5-2 часа.

  • Индивидуально определяется тип группы: полностью открытая, полностью закрытая, с возможностью выхода, с возможностью входа, с невозможностью выхода, с невозможностью входа.
  • Важно общение на «ты», употребление настоящих имен.

Кроме того, обязательно соблюдение двух главных принципов занятий: конфиденциальность и безоценочность суждений. Нельзя выносить информацию за пределы группы, нельзя оценивать слова и действия участников.

https://www.youtube.com/watch?v=kwX0xlr7Dhk

В процессе занятий случайные участники должны стать единым социальным организмом, коллективом. Задача организатора – создать атмосферу доверия, открытости, взаимопомощи. В связи с этим важна регулярная проработка групповых проблем, рефлексия, социометрия, анализ социограммы.

Должности и элементы

Классическая психодрама выделяет 5 компонентов: протагонист, ведущий, вспомогательные «я», зрители, сцена. Рассмотрим их подробнее:

  1. Протагонист – главный субъект занятия. Проблемы этого участника разбираются в первую очередь. Сам член группы, удостоившийся роли протагониста, является одновременно актером, режиссером, драматургом. С помощью других участников он воспроизводит личный опыт, разбирается в себе и своем окружении. Ограничение только одно: не оказывать физического влияния на других участников. В остальном – полная свобода творчества.
  2. Руководитель, организатор группы. Побуждает к активности, направляет, помогает. Он терапевт, режиссер, катализатор одновременно. Руководитель наблюдает, оценивает, планирует, организует игры и сцены.
  3. Вспомогательные «я» – участники, которых протагонист выбрал для воплощения ролей в своем сценарии. Вспомогательные «я» выступают в роли психотерапевтов, посредников между ведущим и протагонистом, реальных или воображаемых людей, в том числе проекций и переносов протагониста. Они импровизируют, но направление движения диктует протагонист и ведущий.
  4. Зрители – участники, которые не задействованы в играх. Они просто наблюдают со стороны.
  5. Сцена – место, на котором разворачивается действие. Правил опять же нет: нарисованный мелом круг, полукруг из людей или стульев, реальная сцена в театре.

По желанию протагониста и ведущего могут быть использованы любые элементы декора: грим, стулья, цветы, книги, одежда, украшения и т. д. Можно добавить любой антураж, если это необходимо протагонисту для проигрывания своих проблем.

Личность ведущего

Ведущий – постоянное лицо. В отдельных случаях выбираются два ведущих, которые договариваются между собой о распределении работы. Не каждый человек подходит для этой роли.

Требования к личности ведущего:

  • знание и понимание теории психодрамы, ее методов;
  • искренность;
  • открытость;
  • мужественность, решительность;
  • креативность;
  • богатая фантазия;
  • способность быстро и адекватно реагировать на непредвиденные ситуации;
  • видение потенциала группы, позитивное отношение, стойкость убеждений;
  • уверенность в себе и успехе группы;
  • умение воодушевить, вдохновить;
  • лидерские качества;
  • умение располагать к себе, побудить рассказать что-то тайное;
  • чувство юмора;
  • способность поддерживать, стимулировать, провоцировать;
  • склонность к риску.

Спонтанность и творчество приводят к личностным изменениям. Ведущий должен сам обладать этими качествами и побуждать к спонтанности и творчеству других участников.

Фазы психодрамы

Каждый сеанс имеет 3 составляющие: разогрев, действие, шеринг:

  1. Разогрев подразумевает создание доверительной атмосферы, упражнения на сплочение группы, настрой участников на обсуждение личных проблем. На этом этапе члены группы определяют, о чем сегодня хотят поговорить.
  2. Основная часть подразумевает определение сцены и темы, выход протагониста на сцену, подбор конкретной ситуации из недавно случившихся, обсуждение ожиданий от работы, саму игру.
  3. Шеринг – обсуждение, рефлексия, обмен эмоциями, чувствами, переживаниями, ассоциациями. Важно избегать суждений, интерпретаций всего происходящего. На этом этапе протагонист выходит из роли, приобретает эмоциональное равновесие, понимает, что он не одинок в проблеме. Другие участники также понимают распространенность своих трудностей. Шеринг обязательно проводится в круге.

Последний этап способствует дополнительному сплочению группы.

Послесловие

Метод психодрамы относится к числу угасающих методов. Его все реже используют. Возможно, дело в том, что психодрама требует не только обширных профессиональных знаний, богатого опыта, но и высокоразвитой интуиции, креативности, спонтанности, фантазии.

Источник: https://psychologist.tips/3510-psihodrama-eto-metod-psihoterapii-kak-i-zachem-on-ispolzuetsya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.