Синдром минимальной мозговой дисфункции у детей
Минимальная мозговая дисфункция у детей
Минимальная мозговая дисфункция у детей (ММД) – это синдром, включающий в себя комплекс нарушений психоэмоциональной сферы, которые возникают на фоне недостаточности функций ЦНС. В младенчестве основными проявлениями являются малые неврологические симптомы.
У старших детей ММД характеризуется задержкой психического развития, гиперактивностью, социальной дезадаптацией. Диагностика основывается на психологических тестах (система Гордона, «Лурия-90») и инструментальных методах: КТ, МРТ, ЭЭГ и т. д.
Лечение включает в себе педагогические, психотерапевтические, фармакологические и физиотерапевтические средства.
Минимальная мозговая дисфункция у детей, легкая детская энцефалопатия или гиперкинетический хронический мозговой синдром – это патологическое состояние, возникающее при нарушении регуляции ЦНС, проявляющееся отклонениями в поведении, восприятии, эмоциональной сфере и вегетативных функциях. Впервые описано С. Клеменсом в 1966 году.
ММД – одна из самых распространенных нервно-психических патологий. Она встречается у 5% детей младших классов, среди дошкольников заболеваемость составляет 22%. Прогноз, как правило, благоприятный, но во многом зависит от этиологии. Практически у половины детей в процессе взросления все клинические проявления бесследно исчезают.
Задержка психического развития при условии полноценного лечения почти всегда носит обратимый характер.
Причины минимальной мозговой дисфункции у детей
На данный момент ММД у детей раннего возраста расценивается как результат повреждений ограниченных участков коры головного мозга или аномалий развития ЦНС различного происхождения. Формирование данной патологии в 3-6 лет зачастую связано с педагогической или социальной запущенностью ребенка.
В зависимости от момента воздействия все этиологические факторы минимальной мозговой дисфункции у детей можно разделить на антенатальные, интранатальные и постнатальные.
К первой группе относятся острые вирусные заболевания или обострения хронических соматических патологий матери, которые сопровождаются состоянием длительной интоксикации, неправильное питание, нарушения обмена белков, жиров и углеводов (в т. ч. сахарный диабет), патологии беременности – преэклампсия, эклампсия, угрозы самопроизвольного прерывания беременности.
В этот список также входят загрязненная окружающая среда (в т. ч. усиленный радиационный фон), нерациональный прием медикаментов, употребление алкогольных напитков, табачных изделий и наркотических препаратов, TORCH-инфекции, недоношенность ребенка.Спровоцировать минимальную мозговую дисфункцию у детей непосредственно во время родов могут такие факторы, как стремительные роды, слабость сократительной деятельности матки и последующая ее стимуляция медикаментозными препаратами, кесарево сечение, интранатальная гипоксия (в т. ч.
при обвитии пуповиной), использование акушерских пособий (вакуум-экстрактора или акушерских щипцов), неполное раскрытие родовых путей при родах, крупный плод – масса ребенка свыше 4 кг. Этиологическими факторами развития ММД в неонатологии и педиатрии являются нейроинфекции и травматические повреждения ЦНС.
В возрасте 3-6 лет ММД может быть результатом воспитания в неблагополучной семье – педагогической и социальной запущенности.
Первые клинические проявления минимальной мозговой дисфункции у детей могут развиваться как непосредственно после родов, так и дошкольном или школьном возрасте. Независимо от момента манифестации определяются характерные для каждой возрастной категории симптомы.
Клиническая картина на протяжении первых 12 месяцев жизни ребенка характеризуется малыми неврологическими симптомами. В неонатальном периоде ММД проявляется нарушением тонуса скелетной мускулатуры – стойкими миоклоническими сокращениями, тремором, гиперкинезией.
Симптомы возникают спонтанно, на осознанную моторную активность влияния не оказывают, с эмоциональным фоном не связаны, в отдельных случаях усиливаются при плаче. Характерны нарушения сна, аппетита, зрительной координации и задержка в психическом развитии.
В 8-12 месяцев проявляется патология предметно-манипулятивных движений. Зачастую развиваются дисфункция черепно-мозговых нервов, асимметрия рефлекторной деятельности, гипертензионный синдром.На фоне гипервозбудимости стенок ЖКТ наблюдается чередование диареи и запоров, частое срыгивание и рвота.
В возрасте от 12 месяцев до 3 лет минимальная мозговая дисфункция у детей характеризуется повышенной возбудимостью, чрезмерной моторной активностью, снижением или потерей аппетита, нарушением сна (медленное засыпание, беспокойство во время сна, ранее пробуждение), замедленной прибавкой в массе тела, запоздалым развитием речи и дислексией, энурезом. В 3 года определяются неуклюжесть, чрезмерная утомляемость, импульсивность, негативизм. Ребенок неспособен долго находиться в неподвижном состоянии и длительное время концентрировать внимание на конкретном задании или игре, легко отвлекается на любые внешние раздражители, совершает большое количество осознанных движений, в т. ч. бесполезных и хаотичных. Может наблюдаться непереносимость яркого света, сильного шума, душных помещений и жаркой погоды. Таких детей часто «укачивает» в транспорте – быстро возникает тошнота с последующей рвотой.
Наибольшая выраженность минимальной мозговой дисфункции у детей наблюдается при первом попадании в коллектив – в 4-6 лет. Клиническая картина характеризуется гипервозбудимостью, моторной гиперактивностью или заторможенностью, рассеянностью, сниженной памятью, трудностью в освоении детсадовской или школьной программы.
Такие дети неспособны полноценно овладеть навыками письма, чтения и элементарными математическими расчетами. С началом посещения школы ребенок все сильнее акцентирует собственное внимание на неудачах, формируется заниженная самооценка, отсутствие уверенности в себе и своих силах.
Также определяются характерные черты в поведении: эгоизм, стремление к уединению, склонность к конфликтам, отказ от только что данных обещаний. Среди сверстников ребенок старается исполнять роль лидера или полностью отстраниться от коллектива.
В результате на фоне ММД могут развиваться, социальная дезадаптация, психические отклонения, вегето-сосудистая дистония.
Диагностика ММД заключается в сборе анамнестических данных, физикальном обследовании, лабораторных и инструментальных методах исследования. Анамнез позволяет определить возможную этиологию и выявить первичные симптомы, а в возрасте 3-6 лет – проследить динамику клинических проявлений и их тяжесть.
При осмотре младенца больше внимания уделяется проверке рефлексов, их симметричности. Объективное обследование в школьном возрасте малоинформативно, ведущую роль играет психодиагностика. Она позволяет педиатру определить особенности поведения ребенка, его психическое состояние и степень развития.
Чаще всего для диагностики минимальной мозговой дисфункции у детей применяются система Гордона, тест Векслера, «Лурия-90» и другие. Общие лабораторные анализы (ОАМ, ОАК) отклонений от нормы не выявляют.Для оценки состояния тканей ЦНС и мозгового кровообращения проводятся ЭЭГ, рео- и эхоэнцефалография, нейросонография, компьютерная и магнитно-резонансная томография.
КТ и МРТ при ММД зачастую определяют уменьшение объема коры головного мозга в левой лобной и теменной области, фокальные повреждения медиальной и глазничной части фронтальной области, уменьшение размеров мозжечка. Для исключения переломов проводится рентгенография костей черепа.
Дифференциальная диагностика минимальной мозговой дисфункции у детей зависит от возраста ребенка и момента проявления первичных симптомов. Она осуществляется с такими патологиями, как черепно-мозговая травма, нейроинфекции, детский церебральный паралич, эпилептиформные заболевания, шизофрения, острое отравление свинцом и др.
Лечение минимальной мозговой дисфункции у детей
Лечение ММД включает в себя педагогический и психотерапевтический методы коррекции, фармакологические средства и физиотерапию. Как правило, используется комбинированный подход – составляется индивидуальная программа для ребенка с учетом этиологии и особенностей клиники.
Приемы педагогики и психотерапии применяются для коррекции задержки психического развития, социальной и педагогической запущенности, а также для адаптации ребенка в коллективе. Важную роль при лечении минимальной мозговой дисфункции у детей играет психологический микроклимат в семье – так называемая «позитивная модель общения».
Она включает в себя акцентирование внимания на успехах ребенка и их поощрение, избегание частых повторений слов «нет» и «нельзя», мягкую, спокойную и сдержанную манеру разговора. Использование компьютера и просмотр телевизора ограничиваются до 30-60 минут в день.
В развлечениях преимущество отдается тем видам игр и занятий, которые требуют внимания и концентрации: конструкторы, пазлы, чтение, рисование.
Фармакологические препараты назначаются с целью купирования отдельных симптомов. В зависимости от клинических проявлений могут применяться снотворные (бензодиазепины – нитразепам, производные хлорала), седативные (бензодиазепины – диазепам), стимулирующие (метилфенидат), транквилизаторы (тиоридазин), антидепрессанты (трициклические антидепрессанты – амитриптилин).
Физиотерапия при минимальной мозговой дисфункции у детей направлена на улучшение работы центральной и периферической нервных систем, максимальное восстановление их функций. Наиболее часто используются массаж, гидрокинезотерапия, ЛФК. Постепенно вводятся спортивные дисциплины, требующие координации движений и ловкости: плавание, бег, лыжный и велосипедный спорт.
Прогноз и профилактика минимальной мозговой дисфункции у детей
Прогноз для детей с ММД, как правило, благоприятный. В 30-50% случаев наблюдается «перерастание» заболевания – в подростковом и взрослом возрасте все симптомы полностью исчезают.
Однако у некоторых больных определенные проявления остаются на всю жизнь. Нарушения психики на фоне лечения возникают редко.
Для людей с ММД характерны нетерпеливость, невнимательность, недостаточная социальная адаптация, проблемы при формировании полноценной семьи и обретении профессиональных навыков.
Неспецифическая профилактика минимальной мозговой дисфункции у детей подразумевает исключение всех потенциальных этиологических факторов.Профилактические мероприятия включают рациональное питание матери, отказ от вредных привычек, регулярное посещение женской консультации для мониторинга беременности и лечения сопутствующих патологий, полноценное обследование с целью выбора наиболее подходящего метода родоразрешения.
Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/minimal-brain-dysfunction
Диагноз невролога ММД у ребенка: причины заболевание, диагностика и лечение
Диагноз невролога ММД (минимальная мозговая дисфункция) появился относительно недавно, в середине двадцатого века. Этот диагноз выражается нарушениями центральной нервной системы. Это нарушение может привести к тому, что произойдет изменение эмоциональной системы.
Диагноз Минимальной Мозговой Дисфункции может быть поставлен как взрослому человеку, так и ребенку, но чаще всего этот диагноз ставится в детском возрасте. Обнаруживают его в большинстве случаев на прохождении комиссии перед тем, как ребенок пойдет в первый класс.
Конечно, бывает и в раннем возрасте диагностируют данное нарушение.
На сегодняшний день большинство неврологов склоняются к мнению, что термина “минимальная мозговая дисфункция” не существует. Нельзя дать четкой характеристики этого нарушения.
Специалисты склоняются к тому, что диагноз ММД это расстройство, которое имеет название “Гиперкинетические расстройства поведения”.
Но пока специалисты не пришли к единому мнению, что диагноз ММД имеет место быть. Давайте разберемся, что же это такое?
Что же это за диагноз?
Каждый родитель с умилением смотрит на своего ребенка. Особенно если его чадо проявляет активность в играх, сообразительность, активно познает окружающий мир. Иногда случается, что вы не можете уследить за действиями малыша. Вы вроде бы только на секундочку отвели свой пристальный взгляд от малыша, а он уже залез в шкаф и вытащил оттуда все вещи или оторвал кусок обоев.
Но и у таких шустриков бывают моменты, когда их неслышно и не видно. В моменты такого затишья ребенок занят чем-то очень важным (рисует, собирает конструктор или пазл, что-то лепит, разбирает игрушку на запчасти и прочее).
Но есть дети, которые просто физически не могут сидеть на одном месте. Они совершенно не могут сконцентрировать свое внимание, если такой ребенок начинает что-то делать, он тут же бросает это дело. Такого ребенка невозможно ничем заинтересовать. Вот именно у таких детей может стоять диагноз ММД.
Синонимами термина “Минимальная Мозговая Дисфункция” является:
- Синдром дефицита внимания.
- Гиперактивность.
- Синдром дезадаптации к школе.
Как определить ММД?
Определить минимальную мозговую дисфункцию у детей не так то и сложно. Есть некоторые особенности в развитии и поведении ребенка, которые указывают на наличие этого диагноза.
Дети, страдающие ММД, очень раздражительны и имеют повышенную возбудимость.
У таких детей нет терпения, у них могут проявляться невротические реакции, могут быть нарушены речевые навыки и навыки моторики.
Если вы обнаружили у вашего ребенка 8 признаков из нижеописанных, то скорее всего, у вашего ребенка ММД. Вам предстоит незамедлительно посетить невролога и пройти обследование.
Признаки, свидетельствующие о наличии минимальной мозговой дисфункции у детей:
- Ребенок не может сидеть долго на одном месте, он постоянно двигает либо руками, либо ногами или руками и ногами вместе.
- Постоянно теряет вещи как дома, так и вне дома.
- При обращении к ребенку создается впечатление что он не слышит обращения в свой адрес.
- Очень легко отвлекается на посторонние шумы.
- Неспособен долго слушать других.
- Не может находиться в ожидании чего-либо.
- Постоянно разговаривает.
- Не дает договорить до конца собеседнику, не может дослушать задаваемый ему вопрос.
- Является инициатором травмоопасных игр или без раздумий вовлекается в такие.
- При решении каких-либо заданий, у него возникают трудности, которые не связаны с пониманием сути.
- Ребенок не может играть один, не может играть в тишине.
- Не может продолжительное время заниматься одним делом.
- Не доводит начатые дела до конца, приступает к новым.
Признаки, свидетельствующие о наличии минимальной мозговой дисфункции у взрослых:
- У человека наблюдается “неловкость”. По-другому нарушение моторной функции.
- Человек неспособен научится чему-то новому.
- Не может сидеть на одном месте без движения.
- Быстрая смена настроения без причины.
- Ведет себя импульсивно и быстро раздражается.
- Имеет дефицит произвольного внимания
При выявлении вышеописанных признаков следует обратиться к неврологу для подтверждения или опровержения диагноза “Минимальной мозговой дисфункции”.
Причины
Если у ребенка было выявлено ММД, то родителям стоит знать, что это нарушение в работе головного мозга. Возникает он вследствие того, что произошли микроповреждения отдельных участков коры головного мозга.
На сегодняшний день определено, что причины синдрома минимальной мозговой дисфункции у детей могут быть вследствие:
- Беременность протекала тяжело (особенно это касается первого триместра).
- Сильное проявление токсикоза (первая половина беременности).
- Перенесенные заболевания во время беременности (грипп, простуда и пр.).
- Имеющаяся угроза выкидыша во время беременности.
- Рождение недоношенного или переношенного малыша.
- Затяжные роды.
- Обвитие пуповины вокруг шеи и ее сдавливание, вследствие чего происходит нехватка кислорода (гипоксия).
- Во время родов произошло повреждение шейного отдела позвоночника.
- Перенесенные сильные психические травмы и стрессы матерью во время беременности.
- Организм беременной женщины перенес химическое воздействие веществ, радиации.
- До годовалого возраста ребенок получил травму или переболел инфекционным заболеванием, которое сопровождалось осложнениями разного характера.
- До года ребенок перенёс операцию.
- Если у матери и ребенка разный резус-фактор (отрицательный и положительный).
- Плохое питание и плохая экологическая обстановка также могут стать причиной ММД.
Если во время беременности у женщины были некоторые из вышеперечисленных симптомов, то важно знать, что ребенок входит в группу риска.
Диагностика
Для того чтоб диагностировать у ребенка минимальную мозговую дисфункцию, чаще всего, специалисты прибегают к помощи теста Векслера и “Лурия-90″также часто используется система Гордона.
Для того чтоб оценить, в каком состоянии находятся ткани Центральной Нервной Системы и в каком состоянии находится мозговое кровообращение, прибегают к помощи магнитно-резонансной томографии.
Очень часто при диагностировании минимальной мозговой дисфункции наблюдается уменьшение коры головного мозга в теменной и левой лобной части, маленькие размеры мозжечка.
При совершении осмотра младенца наибольшее внимание уделяется тому, что проверяются рефлексы. Симметричность рефлексов. В возрасте 6 лет и больше главную роль в диагностировании ММД играет психодиагностика.
Как лечить ММД?
Если у вашего чада имеется минимальная мозговая дисфункция, то ему нужна помощь специалистов и медико-психолого-педагогическая поддержка. Для помощи нужны следующие специалисты:
- Педиатр, который поможет правильно подобрать лечение медикаментами.
- Логопед-дефектолог поможет с развитием речевой и познавательной сферы. Подберет индивидуальную программу для коррекции задержки и поможет с нарушениями.
- Нейропсихолог проведет диагностику памяти, мышления, внимания. Позволит правильно определить готовность дошкольника к посещению школы. Если у ребенка имеется неуспеваемость в школе поможет понять ее причины и разработает индивидуальную программу для того чтоб ваш ребенок все понимал и успевал. Научит родителей правильному поведению с ребенком, у которого выявили ММД.
- Учитель-логопед позволит корректировать расстройства развития речи. Научит навыкам счета, письма и чтения.
- Невролог поможет правильно составить курс лечения, в зависимости от степени тяжести минимальной мозговой дисфункции.
Во время лечения ММД у вашего малыша следует выполнять некоторые рекомендации:
- Подъем и отбой должны быть строго определенное время (четкий режим дня).
- Обязательное наличие дневного сна.
- Желательно о предстоящих переменах предупреждать заранее (поход в гости, поездка на дачу и пр.).
- Прием частых гостей в доме, но с условием, что распорядок дня ребенка с диагнозом ММД не будет нарушен.
- Желательно общение со спокойными детьми и немного старше.
- В воспитании ребенка с диагнозом ММД должны принимать активное участие оба родителя в равной степени. Не допускать ссор и выяснения отношений между собой.
- Ограничить пребывание у телевизора и компьютера, обеспечить занятиями физкультурой и плаванием.
- Развивать мелкую моторику.
В качестве лекарственных препаратов при диагнозе Минимальная мозговая дисфункция применяют следующие препараты:
- Растительные средства, обладающие успокоительным эффектом (зверобой, пустырник, валериана и пр.).
- Лекарственные препараты, которые способствуют обмену веществ в клетках головного мозга.
- Препараты, которые улучшают кровообращение.
- Витамины группы В и поливитамины.
Все лекарства давать только по назначению врача. Следует строго соблюдать дозировку приема лекарственных препаратов.
Заботливые родители всегда вовремя обратятся за помощью к специалисту и окажут малышу своевременную поддержку.
Источник: https://mama.guru/detskie-zabolevaniya-i-medikamenty/diagnoz-nevrologa-mmd-minimalnaya-mozgovaya-disfunkciya.html
Минимальная мозговая дисфункция у детей: причины, симптомы, лечение и прогноз
Термин «минимальная мозговая дисфункция в современной медицине» появился только в середине прошлого века. Это синдром проявляет себя нарушениями регуляции разных уровней центральной нервной системы. Такие нарушения приводят к изменениям эмоциональной и вегетативной системы. Синдром может диагностироваться и у взрослых, но, в подавляющем большинстве случаев, наблюдается у детей.
! По одним данным число детей с минимальной мозговой дисфункцией составляет 2%, а с другим – 21%. Такое противоречие говорит о том, что не существует четкой клинической характеристики данного синдрома.
По взглядам неврологов 21 века, термина «минимальная мозговая дисфункция» нет и в МКБ-10 ему соответствует группа расстройств с названием «Гиперкинетические расстройства поведения» под кодом F90.
Но, скорее по привычке, врачи и пациенты продолжают оперировать старым понятием.
Что это за диагноз — синдром минимальной мозговой дисфункции (ММД)
Это заболевание своими корнями всегда уходит в ранее детство. Начиная с младшего детского возраста у больных будут наблюдаться легкие нарушения обучения и поведения.
Чаще всего они являются следствием родовой травмы. Если в школьном возрасте болезнь запустить, то во взрослом возрасте она даст серьезные проблемы.
В числе таких проблем будут сложности в обучении и социальной адаптации, развитие психопатических расстройств.
В МКБ-10 данный синдром находится в разделе с названием «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском или подростковом возрасте». Также он встречается в подразделах «Гиперкинетическое расстройство поведения» и «Нарушение активности и внимания».
Основные симптомы
В зависимости от того, когда диагностируется заболевание, и было ли после диагностики проведено лечение, симптомы будут разными.
ММД у детей
Заметить наличие минимальной мозговой дисфункции у ребенка не столь сложно. У детей с синдромом будут проблемы в поведении и обучение уже с первого класса.
Часто также такие дети страдают нарушениями речевых навыков и моторики, имеют нетипичные невротические реакции.
Такие дети быстро устают от любого вида деятельности, они раздражительны и страдают от повышенной возбудимости.
При наличии любых 8 симптомом из этого списка можно диагностировать ММД:
- Постоянные движения руками и ногами, невозможность долго усидеть на одном месте.
- Частая потеря нужных вещей, как в школе, так и дома.
- Когда надо длительное время посидеть спокойно, ребенок просто не может этого сделать.
- Кажется, что ребенок не слышит, что к нему обращаются и просят о чем-то.
- На внешние раздражители ребенок отвлекается быстро и легко.
- Перебивает других и докучает взрослым и детям.
- Не может долго ждать переменки при групповых занятиях.
- Разговаривает без остановок.
- Начинает отвечать, еще не дослушав до конца вопроса.
- Не осознает возможных последствий, когда вовлекается в рискованные игры. Может сам быть инициатором таких игр.
- При решении заданий у него есть трудности, которые не связаны с пониманием естественной сути проблемы.
- Не может играть один в тишине.
- Не может концентрировать внимание на играх или выполнении одного задания в течение продолжительного времени.
- Не завершив одного дела, уже приступает к следующему.
Термин «энцефалопатия» применяется в медицине, как обозначение различных невоспалительных форм патологических состояний мозга и центральной нервной системы. Родителям необходимо принимать срочные меры в случае эпилептической энцефалопатии возникшей у детей, так как чем младше ребенок, тем результативнее лечение. Какие же первые признаки этого заболевания?
Плохой сон и расстройство поведения у маленьких детей может быть спровоцировано и наличием доброкачественной внутричерепной гипертензии. Как определить болен или нет ребенок читайте тут.
Проявление у взрослых
- Нарушение моторной функции, часто это называется «неловкость».
- Неспособность обучаться чему-то новому.
- Невозможность усидеть на одном месте, хочется, как минимум, ерзать.
- Настроение меняется быстро и без видимого повода.
- Наблюдается дефицит произвольного внимания.
- Импульсивность и повышенная разреженность.
Причины минимальной мозговой дисфункции
- Тяжелая беременность, особенно, в течение первого триместра.
- Сильный токсикоз.
- Вредное воздействие на женщину в период вынашивания ребенка химических веществ или радиации, микробов, вирусов и просто инфекционных болезней.
- Угроза выкидыша.
- Преждевременные или переношенные роды.
- Слабость в процессе родовой деятельности, долгие роды.
- Гипоксия плода (недостаток кислорода) вследствие сдавливания пуповины вокруг шеи младенца.
- После родов причиной описываемого синдрома может быть плохое питание.
- Инфекционные болезни, перенесенные новорожденным.
- Плохая экологическая обстановка.
- Повреждение шейного отдела позвоночника малыша при родах.
На рисунке схема возникновения минимальной мозговой дисфункции из-за проблем с позвоночником:
Современная наука рассматривает минимальную мозговую дисфункцию как последствие ранних локальных повреждений головного мозга младенца.
Лечение
Без лекарств при ММД не обойтись, но в процессе лечение не они будут на первом месте. При лечении минимальной мозговой дисфункции у детей важно создать в семье благоприятную обстановку. Именно она в большей степени способствует выздоровлению и дисциплине:
- Надо ложиться спать и вставать в определенное время. Составить четкое расписание для всего дня, чтобы привычные действия стали для ребенка сигналом и синхронизировали деятельность нервной системы.
- Обязательно надо приучить ребенка спать днем, потому что такой отдых для ослабленной нервной системы крайне необходим.
- Обо всех возможных переменах человека с таким синдромом надо предупреждать заранее. Предупреждение касается не только поездки на выходные за город, но внеплановый визит няни, уборка в доме и расстановка игрушек по местам.
- Надо чаще приглашать домой гостей, но с тем условиям, чтобы они не нарушали привычный для ребенка распорядок дня.
- Общение со сверстниками должно быть строго ограничено. Для ребенка с таким синдромом полезно дружить со спокойными детьми на несколько лет старше его самого.
- В присутствии ребенка не надо выяснить отношения между собой. В воспитании ребенка с ММД активное участие должен принимать папа.
- Обязательна физкультура и плавание, минимум времени у телевизора и компьютера.
- Ребенку надо развивать мелкую моторику.
В качестве лекарственных средств можно использовать:
- Растительные успокоительные средства: валериана и пустырник, зверобой, новопассит.
- Препараты для стимуляции обмена веществ в клетках головного мозга, а также лекарства для улучшения кровообращения.
- Дополнительные витаминные комплексы.
Менингит – очень опасное для жизни инфекционное заболевание, которое сопровождается воспалением мозговых оболочек. В самом начале болезнь проявляется симптомами, схожими со многими другими — беспокойный сон, судороги, вялость. Как же распознать гнойный менингит у детей и вовремя обратиться к врачу?
О причинах возникновения отека головного мозга у детей можно узнать тут. В этой же статье узнаете как оказать первую помощь ребенку с отеком.
Как выглядит детская абсанс эпилепсия смотрите на видео в материале http://gidmed.com/bolezni-nevrologii/jepilepsija/absans-i-soputstvuyushhie-emu-zabolevaniya.html
Прогноз
Конкретный курс лечения должен проводиться под контролем специалиста. После курса у ребенка улучшается сон и внимание, человек с ММД становится менее раздражительным, исчезают явные признаки симптома. Чтобы избежать осложнений, лечение необходимо начинать еще в детском возрасте.
Каждый родитель должен с самого детства обращать внимание на поведение своего ребенка, особенно, если в период беременности или родов случались вышеописанные проблемы. Многие симптомы ММД часто воспринимаются родителями как обычное детское поведение. Если есть какие-то сомнения, лучше всего оперативно обращаться за консультацией к врачу.
Чем раньше поставят диагноз, тем быстрее и безопаснее можно будет справиться с синдромом.
На видео доктор медицинских наук рассказывает о том являются ли неуправляемые дети проблемой воспитания или жертвой проблем с работой мозга — синдрома минимальной мозговой дисфункции, синдрома дефицита внимания — лечить или терпеть, заболевание или проявление личности:
Источник: http://gidmed.com/bolezni-nevrologii/sosudistye-zabolevanija-mozga/minimalnaja-mozgovaja-disfunktsya.html
Характеристика минимальной мозговой дисфункции у детей
При минимальной мозговой дисфункции у детей наблюдается отставание в развитии. Многие педагоги и родители склонны считать это трудностями с адаптацией в школе или детском саду.
Однако причина кроется в нарушении высших психических функций ребенка, которое отражается на многих характеристиках связанных с умственной деятельностью и поведением.
Как лечить синдром гипервозбудимости у новорожденных? Узнайте из нашей статьи.
Общее понятие
ММД — это целый комплекс различных нарушений психоэмоционального характера.
Патология проявляется в виде особого состояния ребенка под влиянием нарушения работы центральной нервной системы, когда возникают отклонения в восприятии окружающего мира, поведении, эмоциональной сфере и расстройстве вегетативных функций головного мозга.
Данный синдром впервые описан в 1966 Г. С. Клеменсом. Согласно статистике, ММД встречается у 5% всех школьников младших классов и у 20-22% дошкольников, то есть синдром широко распространен. В большинстве случаев заболевание временное и поддается лечению.
Симптомы и признаки
Что характерно для детей с ММД? Данное заболевание может развиваться уже с младенчества, однако первые заметные симптомы появляются в дошкольный период, когда происходит подготовка в детском саду.
У ребенка наблюдается слабая концентрация внимания, плохая память и другие проблемы, несмотря на нормальный уровень интеллекта.
Рассмотрим различные виды синдрома подробнее:
- Эмоции — наблюдаются резкие перепады настроения от эйфории до депрессивного состояния. Возможны внезапные вспышки ярости и агрессии, повышенная раздражительность, капризность и истеричность. Такой ребенок может нанести вред не только окружающим, но и самому себе.
- Внимание — концентрация и объем внимания минимальны. Ребенок практически ничего не запоминает самопроизвольно — приходится обращать его внимание на каждую мелочь. Он очень рассеянный и не может сосредоточиться на чем-то одном, особенно если это требует напрягать умственные способности.
- Память — слабое усваивание новой информации. Необходимо многократно повторять одно и то же действие, чтобы это отложилось у ребенка в памяти.
- Речь — у ребенка плохая артикуляция и дикция, маленький словарный запас. Замечено, что речь других людей плохо усваивается на слух. Дети с ММД не могут пересказать услышанную историю или какое-то событие, они путаются в словах и фактах.
- Пространственная ориентация — дети часто путают лево-право, а также могут начать писать зеркальным образом, то есть буквы наоборот.
- Письмо — почерк нечеткий и корявый. Дети часто путают буквы и цифры.
- Моторика — проблемы в обращении с мелкими предметами (пальцы “не слушаются”). Такой ребенок не может научиться завязывать шнурки или ровно держать карандаш.
У младенцев можно заметить следующие признаки ММД:
- повышенное потоотделение;
- учащенное дыхание и сердцебиение;
- повышенная капризность;
- частые срыгивания и диарея;
- проблемы со сном;
- тревожность.
У школьников появляются дополнительные симптомы:
- гиперактивность;
- конфликтность;
- рассеянность (часто теряются вещи);
- низкая успеваемость;
- плохая память;
- повышенная раздражительность.
Что такое гиперкинетическое расстройство поведения у детей? Ответ узнайте прямо сейчас.
Методы лечения и коррекции
Каждый отдельный случай ММД требует индивидуальный подход в лечении на основании клинической картины.
Терапия должна быть комплексной и включать в себя прием медицинских препаратов, психотерапию и приемы педагогики.
Медикаменты
В лечении применяются ноотропные препараты, которые снижают возбуждающее действие аминокислот на головной мозг (Пикамилон, Пирацетам, Пантогам). Для улучшения успеваемости и умственного развития используют Пирацизин и Глицин.
Возможно применение антидепрессантов и успокоительных средств (настойка валерианы, настойка пустырника, Диазепам). При энурезе применяется Адиуретин.
Психотерапия и педагогика
Для ребенка нужно создать благоприятные условия дома и за его пределами, чтобы он чувствовал себя комфортно. Родители и педагоги не должны воспринимать его поведение как эгоизм или капризность — это психическое расстройство, и ребенок в этом не виноват.
Однако нельзя потакать всем его прихотям, а приучать к дисциплине. Важен контроль над его жизнью, но так чтобы он этого не ощущал. Нельзя вдаваться в крайности и сильно ругать или наоборот жалеть ребенка. Во всем должна быть мера.
Внутри семьи следует избегать ссор и конфликтов, которые могут негативно сказаться на его состоянии.
Также нужно быть последовательным в воспитании и обучении и не переутомлять ребенка большим количеством заданий.
Предпочтение следует отдавать занятиям, требующим повышенной концентрации внимания, например, лепка из пластилина или рисование.
Полезным будет придерживаться режима, то есть ложиться спать, вставать и принимать пищу следует в одно и то же время. В то же самое время лучше избегать большого количества контактов с другими людьми — это утомляет ребенка и делает его более замкнутым.
Компьютер, телевизор и планшет снижают концентрацию внимания, однако есть специальные приложения именно для детей с ММД.
Также важно направлять куда-то избыток энергии у гиперактивных детей. Для этого можно записать ребенка в бассейн, в секцию футбола или другого активного вида спорта.Физкультура пойдет на пользу в любом случае. Параллельно рекомендуется водить ребенка к детскому психологу, который будет контролировать состояние пациента и помогать в его лечении.
Как распознать аутизм у ребенка? Читайте об этом здесь.
Профилактика
Для предупреждения появления ММД необходимо соблюдать меры профилактики:
- в период беременности правильно питаться и избегать стрессов;
- беременной матери отказаться от вредных привычек (курение, алкоголь);
- обеспечить ребенку благоприятные условия дома;
- регулярно заниматься с ребенком и развивать все его способности;
- избегать скандалов, конфликтов и стрессовых ситуаций внутри семьи;
- регулярно посещать педиатра для профилактических осмотров (1-2 раза в год).
Малая мозговая дисфункция — частая проблема в современном обществе.
Многие дети недополучают внимание родителей и страдают от этого. В других случаях патологиях может развиться еще во внутриутробный период.
В любом случае ребенку нужно помочь и как можно раньше. Следует пройти все необходимые исследования и найти причину недуга, а затем пройти курс терапии, чтобы ребенок стал полноценным членом общества.
Рекомендации по лечению астенического синдрома у детей вы найдете на нашем сайте.
Что такое минимальная мозговая дисфункция? Узнайте из видео:
Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!
Источник: https://pediatrio.ru/m/minimalnaya-mozgovaya-disfunktsiya/u-detej-51.html